Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

ABS, ASR, ESP: что скрывается за этими аббревиатурами?

Как только это стало возможно технически, обеспечение безопасности в автомобиле было возложено на электронику. К тому времени уже была система ABS, которая сумела оптимизировать торможение, существенно повысив безопасность этого маневра. Дальнейшей целью борцов за безопасность стал контроль пробуксовки колес, поскольку, как и блокировка, она провоцирует потере управления.

Противобуксовочная система, известная также под аббревиатурами ASR, TCI, TRC, призвана осуществлять контроль тягового усилия, передаваемого ведущим колесам, и поддерживать курсовую устойчивость. В процессе движения автомобиля то и дело возникают условия, при которых колеса стремятся проскальзывать, в результате чего возникает разница между их фактической и окружной скоростью. Наиболее выражено условия для пробуксовки возникают при ускорении, а при торможении – для блокировки. Уходя подальше от сложной терминологии, замечу, что и пробуксовка, и блокировка способны сделать автомобиль временно неуправляемым. Но самое опасное, что при возникновении того или иного, уменьшается сцепление с дорогой. Для противостояния этому явлению и были придуманы системы антиблокировки и противобуксовки.

Современные системы противобуксовки воздействуют на ведущие колеса двумя способами: подтормаживанием и/или уменьшением передаваемого крутящего момента. Последнее действие в свою очередь осуществляется путем снижения подачи топлива, резкого изменения угла опережения зажигания, принудительного прикрытия электронного дросселя. При этом противоблокировочная система, по сути, только фиксирует и сигнализирует центральном блоку о возникновении пробуксовки. Участие же тормозной системы происходит за счет средств ABS.

В современных машинах тормозная система имеет двухконтурную диагональную схему. Чтобы получить эффект противобуксовки, инженеры лишь модернизировали ABS, добавив к существующим двум клапанам на каждом колесе по одному клапану управления тяговым усилием. Мониторингом скорости колес при этом продолжают заниматься датчики антиблокировочной системы. Таким образом, по команде ПБС (противобуксовочной системы) тормозные контуры работают практически так же, как и при работе АБС.Векторы воздействия систем ABS и ESP

Буксовать способны только ведущие колеса. Ведомые в таком положении никогда не окажутся, поскольку тяговое усилие на них отсутствует. Если ведущие – четыре колеса с равным распределением крутящего момента, то вероятность пробуксовки снижается в два раза, если не учитывать разность сцепления передних и задних колес, возникающую в результате разницы давления на соответствующую ось. Однако при полном приводе тоже не исключаются пробуксовки, а вероятность резкого увеличения сцепления с дорогой у одного из колес повышается опять же вдвое. По-настоящему проблему сноса при пробуксовке может решить только система, регулирующая проскальзывание ведущих колес, т.е. ПБС.

Система курсовой устойчивости, она же система динамической стабилизации (ЕSР, DSC, VSC) помогает поддерживать заданную водителем траекторию движения, несмотря на складывающиеся внешние условия. Средства воздействия на колеса у этой систем те же, что и у предыдущей, но алгоритм работы иной. Она подтормаживает или ускоряет нужное колесо, сокращая этим дугу поворота. Если в результате действия ЕSP автомобиль начало сносить, то система теми же средствами возвращает его на изначальную траекторию. Автомобиль в таком режиме управляется системой, как танк, когда одна из гусениц обгоняет вторую, чем вызывается изменение его курса. Чтобы ЕSP успевала реагировать, она запрограммирована на упреждение самих возможностей неустойчивости курса. Водитель же ощущает ее работу только как хорошую управляемость автомобилем. Но чтобы он не питал иллюзий на счет собственной безгрешности, система сигнализирует ему о допущенных ошибках.

Работа ESP обеспечивается еще одной дополнительной парой клапанов, установленных в гидроблоке, а также датчиками положения руля и комбинированным датчиком, отслеживающим дугу поворота вокруг вертикальной и возникающие поперечные перегрузки. Ресурсы АБС помогают ЕСП собрать данные совокупной и отдельной скорости колес. Если контрольные параметры не соответствуют оптимальным, то электроника мгновенно реагирует соответствующими командами, адресуемыми нужному колесу.

Системы курсовой устойчивости иногда дополняются системой помощи при спуске. По сути это даже не система, а режим работы ЕSP. К базовому алгоритму управления в этом режиме прибавляется ограничение скорости. Активировав помощь при спуске, водитель может полностью довериться управляющей электронике. Ели же спускаться на тормозах, то из-за разных коэффициентов сцепления колес с дорогой автомобиль может развернуть, и тогда возникнет опасность переворота. Очень важно знать принцип работы вспомогательных систем, но не злоупотреблять при этом их возможностями.

11.10.2013
Автор текста: М. Тамилин