Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Бренды автомобилестроения

Автомобили и самолеты

В биографии автомобиля и самолета, как параллельно развивающихся видов транспорта, существует множество точек соприкосновения. Безусловно, в начале ХХ века они считались двумя чудесами света. И шофер, и авиатор в то время были окружены ореолом романтики и героизма. Сегодня это кажется невероятным, но каких-то сто лет назад люди были поражены полетом в нескольких сот метрах над землей и ездой самоходного экипажа со скоростью 35 км/ч. Впрочем, не стоит забывать, что дорожное покрытие, которое мы имеем сегодня, в те времена тоже посчиталось бы чудом. Воздушная же среда, что называется, дошла до наших дней без изменения.

В литературе начало технической революции находило яркое отображение. Жюль Верн, Конан Дойль, Киплинг не скрывали своего трепета перед новыми возможностями, ощущениями, конечно же, людьми, покоряющими высоты и скорости нового порядка.

Первые автомобили и самолеты строились практически по наитию, без каких-либо серьезных расчетов и чертежей. Их создатели методом проб и ошибок искали новые решения, и в гонке за скоростью часто забывали о надежности и безопасности. Часто они же и становились испытателями своих творений, причем не всегда заканчивали благополучно.Гленн Кертисс - пионер автомобилестроения

На заре ХХ века автомобили и самолеты нередко перенимали друг у друга конструктивные решения, а также готовые узлы и агрегаты. В 1903 году американец Гленн Кёртисс построил мотоцикл с 8-цилиндровым мотором, на котором ставил рекорды на берегу Дайтон Бич. Позже он установит этот мотор на аэроплан, на котором снова будет первым. Познакомившись с братьями Райт, он создает концерн Curtiss-Wright, а во время Второй Мировой Войны обеспечивает моторами Всемирный Почтовый союз США. Концерн жив до сих пор, и сегодня поставляет двигатели для Боинга.

Мотор от аэроплана Кёртисс установил на свой гоночный автомобиль 20-летний Соичиро Хонда. Он лидировал в главной гонке сезона, но в сотне метров от финиша взорвалось переднее колесо, отчего машину бросило вбок, и она врезалась в столб. Гонщик после этой аварии провел в госпитале полгода, и больше не садился за руль болида, а занялся инженерной работой. В своих детских воспоминаниях он описывает мистические ощущения, охватившие его при виде электрических лампочек автомобиля, остановившегося на обочине проселочной дороги. Однажды он узнал о грядущем грандиозном для него событии – посадку аэроплана неподалеку его родного села. Юный Хонда был вынужден взять без разрешения отцовский велосипед, чтобы быть на месте вовремя и не пропустить диковинное зрелище. Когда он вернулся домой, то отец сначала хотел задать ему хорошую взбучку, но, узнав о том, что видел его маленький сын, просил раз за разом повторить рассказ о «железном драконе».

Один из пионеров мирового автомобилестроения, наш соотечественник – российский инженер Борис Луцкий. Он работал в Германии, сначала на берлинском заводе Мариенфельде, принадлежащем Daimler-Motoren-Gesellschaf, а позже – на фирме Stoewer, создавая авиамоторы. На протяжении всей Первой мировой войны он пробыл в тюрьме, поскольку оказал вооруженное сопротивление, когда его пришли арестовывать как российского подданного. После войны он освободился и вновь пошел на завод Stoewer, где к тому времени скопилось большое количество готовых узлов авиамоторов, поскольку побежденная Германия лишилась права строить самолеты. Луцкий предложил устанавливать авиадвигатели на автомобили, доработав имеющиеся шасси. Таким образом, был построен Grosse Stoewer с объемом двигателя 11,9 литра и мощностью 120 л.с.

Автомобиль с авиамотором ЗборовскогоВ Британии эксцентричный граф Луис Зборовски построил автомобиль-монстр Chitty Bang Bang с мотором, от сбитого во время ночной бомбардировки Цепеллина (по другой версии от двухмоторного аэроплана Гота). Двигатель объемом 23 литра развивал мощность около 350 л.с. Это отображало специфический подход англичан к строительству гоночных автомобилей.

В 20-е годы прошлого века автомобилям умышленно стали придавать авиационные черты. Именно тогда в Америке в моду вошли «спидстеры» – автомобили с заостренной кормой и крошечным двухместным кокпитом. Были и машины с двумя кокпитами, как у двухместных аэропланов, когда один копит располагался позади другого. Авиационные наработки можно было увидеть практически в каждой модели, причем как адаптированном, так и в неадаптированном виде. Любопытно, что автопроизводители как-то обошли своим вниманием ремни безопасности, которые существовали в авиации с самого начала, а об их установке в автомобилях стали задумываться только в 50-ых годах.

Одними из известных производителей спидстеров были братья Дюзенберги, имевшие за плечами огромный опыт строительства моторов для военных катеров и самолетов, в частности, на заказ Российского военного ведомства.

Итальянский конструктор Джустино Каттанео создавал необычные раллийные машины. Например, детский гоночный автомобиль, развивающий скорость свыше 100 км/ч; также он построил машину с 9-цилиндровым ротационным авиамотором, в котором коленчатый вал оставался статичным, а цилиндры вращались вокруг него.Гоночный болид Babs

Английский инженер Джон Готфри Пэрри-Томас построил по заказу фирмы Marlboro гоночный автомобиль с цилиндрическим капотом и круглым воздухозаборником. Пэрри-Томас сам пилотировал этот «турболет». Позже он приобрел у графа Зборовски автомобиль Higham Special, усовершенствовал его и переименовал в Babs. Авто представляло собой авиамотор в 600 л.с., установленный на шасси грузовика. Несмотря на тяжелую примитивную раму и неразрезные мосты на рессорах, Томас установил на нем целый ряд абсолютных мировых рекордов. Однако во время одного из заездов лопнула цепь и ударила инженера по голове, отчего тот погиб на месте. Шокированные механики решили закопать автомобиль, где он оказался в момент катастрофы.

Товарищ трагически погибшего Томаса – не менее талантливый инженер Ред Рейлтон – тоже строил рекордные болиды с авиационными двигателями. Однажды один из таких болидов остановила английская дорожная полиция за превышение скорости. Рейлтон тогда хотел проучить какого-то наглеца на «ягуаре», и, несомненно, ему это удалось, поскольку он пронесся мимо патруля со скоростью 238 км/ч.

На протяжении истории автомобилестроения вплоть до наших дней случалось еще масса событий, явно или косвенно связанных с авиацией. Это и использование «крылатого металла», аэродинамические формы и, конечно же, попытки поднять автомобиль в воздух.

23.10.2012
Автор текста: М. Тамилин