Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ГИБДД и водители

Вождение в пожилом и престарелом возрасте

Военные летчики уходят на пенсию в 35 лет. Однако причина столь раннего списания совсем не в возрасте, а в состоянии здоровья, поскольку в течение полета на сверхзвуковых истребителях организм летчика подвергается чудовищным перегрузкам. За рулем автомобиля перегрузок даже в 2 g испытать невозможно, однако водительская пенсия тоже должна иметь свой возраст. Этому вопросу в мире не уделялось достаточно внимания, отсюда часто повторяющиеся инциденты на дорогах с участием престарелых водителей.

Раньше водитель старше 70 лет было явлением довольно редким, хотя и не исключительным. Теперь же с каждым годом этот возрастной рубеж ежегодно пересекает все большее количество людей. И это неудивительно, ведь автомобилей становится все больше, и часть из них определенно достается водителям в годах. Более того, автомобиль для пожилых людей стал просто необходимостью, поскольку на нем можно намного быстрее добраться до места назначения, не толпясь и не замерзая на остановках общественного транспорта.

В Америке старики на пенсии вообще зачастую становятся заядлыми автомобилистами. У них появляется много свободного времени для удовлетворения своих юношеских амбиций по части получения удовольствия за рулем. У нас же обычным пенсионерам недоступны ни хорошие автомобили, да и топливо им становится не по карману. И все-таки число престарелых водителей все равно растет, хотя ездят они зачастую на такой же старой технике. С точки зрения безопасности, это еще хуже, чем если бы они катались на более новых авто, оснащенных пассивными и активными системами защиты, в т.ч. и от неправильных действий.

На Западе уже всерьез задумались о том, чтобы ввести возрастной ценз на водительскую лицензию, или хотя бы проверять престарелых водителей на адекватность ежегодно. Не так давно в Америке 86-летний водитель на скорости въехал в толпу людей на городской площади Санта-Моники, проложив «просеку» длиною в 300 метров прямо по людям. В результате десять пешеходов скончались на месте, а еще шестьдесят получили серьезные повреждения. Старик объяснил, что просто перепутал педали. Подобный инцидент произошел и в Германии. Тогда за рулем находился 79-летний водитель, а результатом наезда стали более пятидесяти жертв, трое из которых скончались.

Сегодня в США насчитывается 20 млн. престарелых водителей, и с каждым годом они, увы, не молодеют. Можно только догадываться, насколько там велик риск стать жертвой старческой неадекватности. Безусловно, не все пожилые люди теряют водительские навыки, но бессмысленно спорить, что с годами реакция уже не та, да и руки с ногами уже не слушаются, как раньше. А ведь, управляя автомобилем, ловкость нужна не меньше, чем во многих видах спорта.

Исследования пожилых водителей сегодня дают почву для пересмотра действующего дорожного законодательства. После 70-ти в результате необратимых естественных процессов старения мозга увеличивается время принятия решений, причем, не взирая на имеющийся многолетний водительский опыт. Престарелые водители очень часто попадают в аварии на перекрестках, особенно нерегулируемых, где необходимо быстро определить очередность проезда.

По риску попасть в аварию водители старше 75 лет приравниваются к подросткам, однако в случае ДТП у них гораздо больший процент летальности. На первом месте по аварийности у водителей в возрасте находится левый поворот на перекрестках, регулируемых знаками приоритета. В группе риска уже водители за 60 лет, а те, кому за 80 в такие аварии попадают вдвое чаще. Однако в защиту престарелых водителей можно сказать и то, что они довольно редко превышают скорость, а также почти не попадаются нетрезвыми за рулем. Очевидно, что выпивший молодчик гораздо опаснее на дороге, чем престарелый водитель.

В Голландии, Дании, Англии и Испании водители кому за восемьдесят должны пройти специальную медкомиссию, чтобы подтвердить право управлять автомобилем. Вскоре подобные меры планирует взять на вооружение Франция и Германия.

В Америке штат Флорида первым ввел закон об обязательном прохождении теста на зрение водителями старше восьмидесяти. На первой же медкомиссии там отрбаковали 7% престарелых драйверов, при этом 20% посчитали нужным добровольно сдать водительские лицензии.

По российским законам все водители должны проходить медицинское освидетельствование каждые два года. Медицинскую справку требуют при прохождении очередного техосмотра, однако, и то и другое чаще делают за деньги. Водителей, которым перевалило за восемьдесят, у нас практически нет, а тех, кому за 65 очень мало. Таким образом, чтобы россиянам всерьез столкнуться с проблемой возрастных водителей нужно существенно поднять уровень жизни в стране. Вот такой курьез!

В Украине уровень жизни не выше, и водителей в почетном возрасте не больше, чем в России. Ситуация с контролем адекватности водителей идентична для обеих стран, хотя в Украине сегодня официально отменили техосмотр, а значит там никто уже не потребует медицинской справки. Впрочем, когда техосмотр был в силе, эту справку абсолютно все покупали в больнице. Парадокс состоит в том, что в этой же больнице зачастую оказываются те, кто стал жертвой водителей с плохим зрением, заторможенной реакцией или наркоманов. Так что дедушки за рулем, по крайней мере, в странах постсоветского пространства отнюдь не самое большое зло.

13.12.2011
Автор текста: М. Тамилин