Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ГИБДД и водители

Водительская этика: адекватность и неадекватность

Между хорошими водителями и хорошими людьми есть четкая и закономерная связь – это одни и те же лица. Огромное количество проблем с водительской этикой на отечественных дорогах, говорит о том, что в нашем обществе явно имеется дефицит хороших и адекватных людей. Ситуация на дорогах сегодня сильно отличается от той, которая была, скажем, лет сорок назад. Многое изменилось, а главное – автомобилей стало ну очень много, и их число растет с каждым годом. Однако в развитых странах, несмотря на то, что там еще большее количество автомобилей на душу населения, этика вождения не в пример выше нашей. Проблема очевидно в нас самих, поскольку, не будучи вежливыми в повседневной жизни, многие из нас переносят хамство и на дорогу. Вот так мы портим друг другу настроение ежедневно, а иногда несдержанность и наглость просто напросто ломают нам жизнь. Все это настолько печально, что без юмора не подлежало бы обсуждению.

А кто они эти странные люди за рулем? Учил ли их кто-то быть вежливым, или жизнь заставляла их работать только локтями? Давайте рассмотрим основные психотипы автолюбителей и, возможно, улыбнемся, узнав в них кого-то из своих знакомых, или даже себя. Впрочем последнего может и не случиться, поскольку самые закоренелые хамы, к сожалению, читать не любят, да чувства юмора у них нет.

Итак, пожалуй, самую забавную категорию водителей можно было назвать светлячками. Они обожают всяческую иллюминацию, когда надо и не надо ездят с включенными фарами, украшают машину светодиоднами планками, делают нижнюю подсветку и приветствуют любые инновации в этом направлении. История умалчивает, зачем они это делают. Видимо их «хобби» похоже на стремление украсить себя татуировками с ног до головы. Вот, смотрит такой водитель на свою светящуюся «ласточку» и хорошо у него на душе. Можно предположить, что с точки зрения психиатрии, такое поведение расценивалось бы как неадекватное. Странно, что в ПДД нет отдельного пункта, запрещающего подобные светопредставления, ведь машины-светлячки явно отвлекают участников движения своим несуразным видом. А ведь находятся и такие «уникумы», которые устанавливают красную подсветку в фары. И что самое интересное, никто их за это не штрафует, хотя красный цвет в фарах чрезвычайно опасен, поскольку можно автомобиль, следующий во встречном направлении можно принять за попутный. Вот о чем думает человек, устанавливая такую подсветку? Неужели ему и в голову не приходит, что задние фонари красными являются неслучайно? Но страшно даже не это, а то, что можно ожидать от водителя, неспособного к элементарному анализу своих действий.

Другая не менее забавная категория водителей – бдительные (хотя их часто называют словами совсем иного порядка). Такие кругом всего боятся и, парализованные страхом, так крепко сжимают руль, что их белые костяшки становятся видны издалека. У них как на подбор похожая посадка – максимально высоко и близко к рулю. От бдительных лучше держаться подальше, поскольку они могут быть неадекватны в своих решениях, особенно в экстренных ситуациях. Не стоит сидеть у них на хвосте, а если это и приходится делать, то следует выдерживать хорошую дистанцию и не упускать из виду их стопсигналы.

Наиболее неприятная категория водителей – братки. Они живут и ездят по принципу «я всегда прав». Уступить дорогу для них унижение, причем, даже если этого требуют правила. Романтика 90-ых вскружила им голову, да так, что любой из них удивиться, что с тех пор, как они получили свое первое крещение на «стрелках» прошло немного-немало 20 лет. Они застряли во временной петле и, что любопытно, изменения не коснулись даже их внешнего вида – те же старые иномарки, цепи на шее, пластмассовые костюмы и бессмертный шансон, разрывающий динамики. Браткам нужно уступать дорогу всегда и везде – возьмите это себе за правило. На счет морального возмездия можно не беспокоиться, награда всегда найдет своего «героя», ведь таких же упрямцев на дороге хоть отбавляй.

Да что же мы все о мужчинах, тогда как за рулем чуть ли не каждая вторая – представительница слабого пола. Среди них тоже есть разделение. Самые яркие персонажи – эдакие дамы с собачками, умудряющиеся, управляя автомобилем, разговаривать часами по мобильнику, курить тонкие сигареты и при этом не забывать периодически поглаживать свой четвероногий аксессуар. Дама с собачкой больше озабочена собственной персоной, и мало беспокоится об аварийных ситуациях, которые она может создать. Таких вы вряд ли застанете на месте ДТП, т.к. они покинут его в дорогом внедорожнике влиятельного папы, мужа или иного спонсора.

В отдельную категорию выделяются робкие женщины-водители. Они предпочитают перестраховываться во всем, и это мешает им принять правильное решение в экстренной ситуации. Психологи называют такой вид поведения дисайдофобией. Робкие женщины предпочитают ездить очень медленно, дабы поспевать обмозговывать постоянно изменяющуюся дорожную ситуацию. В этом бы не нашлось ничего вредного, если бы они находились на дороге одни. Но в действительности своим нерешительным поведением робкие женщины тоже способны создавать аварийные ситуации, десинхронизируя общий поток.

Но есть и противоположные психотипы – гонщицы. Их манера езды чрезвычайно агрессивна. Где-то глубоко внутри они, видимо, не уверены в себе, а резкие движения дают им иллюзию этой уверенности. Итог такого поведения рано или поздно оказывается весьма плачевным.

Ну и, наконец, самая обходительная и вежливая категория водителей независимо от гендерной принадлежности – все остальные. В плотном трафике они не чураются пропустить тех, кто пытается повернуть или развернуться; обязательно поблагодарят за взаимный жест. Они стараются не нарушать правила, но даже если и делают это, то, не мешая другим. Их поведение на дороге предсказуемо, причем сознательно. Все их маневры согласуются с тем, как их могут воспринять остальные участники движения. На парковках к ним нет претензий – место и способ постановки автомобиля они выбирают безупречно и предусмотрительно, причем не забывают и про пешеходов. Вот это и называется адекватностью.

05.10.2012
Автор текста: М. Тамилин