Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Водитель, автомобиль и зима

Зимой количество происшествий на дорогах резко увеличивается. Происходит ли это только из-за погодных условий и скользких трасс? Именно поэтому! Но если бы уровень подготовки водителей был одинаково высоким, то многих аварий можно было бы избежать.

Коварство зимних дорог состоит еще и в том, что водитель, будучи даже ассом, не застрахован от ошибки водителя встречного автомобиля. И если на сухом асфальте шансы удачно сманеврировать достаточно велики, то на льду они практически отсутствуют.

Однако не только техника экстремального вождения «хромает» у многих водителей. Некоторые не знают элементарных вещей, которые тем или иным образом влияют на управление автомобилем в холодное время года. Так, например, нередко причиной неэффективного маневрирования является громоздкая одежда, в которой некоторые водители садятся за руль. Толстая дубленка или пальто сильно ограничивают движения. Сидеть в них крайне неудобно, однако если на заднем сидении расположились пассажиры, то и сложить верхнюю одежду некуда. Но все эти неудобства отходят на второй план, когда речь идет о безопасности.

Раз уж приходится часто ездить в верхней одежде, то тогда остается подобрать ее таким образом, чтобы она оказывала минимальное влияние на правильность посадки и управление автомобилем. Это должна быть короткая куртка из мягкого материала. Ни в коем случае нельзя сидеть на куртке, поэтому ее длина ниже пояса для водителей противопоказана. Да, и вещь можно быстро испортить, – некрасиво заминается низ спинки, заворачивается и торчит.автомобильные перчатки

Если ваша одежда – пуховик, пусть даже короткий, то возникает проблема с пристегиванием, поскольку между телом и ремнем появляется достаточно широкая прослойка, которая в случае аварии даст слишком большую амплитуду. Поэтому, обязательно следует проводить ремень при расстегнутой куртке, когда он пройдет под правой половиной.

Что касается обуви, то здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, подошва не должна быть слишком толстой, иначе вы не будете чувствовать ногой педаль. Во-вторых, следует избегать фасонов зимней обуви, подошвы которой выходят за пределы стопы. В этом случае есть риск зацепиться выступами за соседние педали. Например, вместо того, чтобы быстро перевести правую ногу с газа на тормоз, водитель цепляется выступом подошвы за педаль тормоза и автоматически давит опять на газ.

Если вы предпочитаете зимой водить в перчатках, то они непременно должны быть специальными, водительскими. Шерстяные скользят на руле, а в кожаных на меху теряется чувствительность.

На этом рекомендации по одежде заканчиваются. Что касается других предметов гардероба, они не так важны. Отдельно следует сказать о температуре в автомобиле. Если имеется климат контроль, то достаточно выставить температуру 18-20°С, которая считается наиболее комфортной. В этом случае в верхней зимней одежде будет жарко, однако если уменьшить температуру, то будет холодно в руки и лицо. Поэтому, отправляясь в длинные поездки, водитель обязательно должен снимать куртку.

Зимнее вождение

На снегу проблемы подстерегают водителя уже на старте. Увереннее всего движение начинает автомобиль, у которого сильнее сцепление с дорожным покрытием. Таким образом, первенство отдается полноприводному автомобилю с зимними шинами. А если они еще и шипованные, то разницы можно и не почувствовать при плавном старте. Однако если трогаться резко, то пробуксовки не избежать. А это уже частичная потеря контроля над управлением автомобилем. В большей степени данная проблема выражена у заднеприводных или передреприводных авто. И нужно помнить, что шипованные шины оправданы только в том случае, если большая часть пробега автомобиля проходит в городе. На мокром асфальте они худе держат дорогу.

Трогаться на скользкой поверхности необходимо плавно, а скорость набирать «в натяжку». Как только колеса начнут пробуксовывать, что отмечается резким возрастанием оборотов двигателя, педаль газа следует отпустить. Если же начался занос (задний привод), то выровнять автомобиль можно, повернув руль в сторону заноса и умеренно дав газу. Данный прием является элементом экстремального вождения, но им должен в совершенстве владеть любой водитель. Перед его применением рекомендуем потренироваться на зимнем полигоне.

 зимний полигон для эестрмального вожденияПереднеприводные автомобили при пробуксовке не заносит, однако аналогичная проблема актуальна при движении задним ходом. Для любых приводов характерны пробуксовки во время набора скорости, но они уже не так влияют на траекторию, поскольку автомобиль находится в движении и имеет инерцию.

Торможение на скользких дорогах существенно упростилось благодаря внедрению системы АBS. Она не позволяет автомобилю идти юзом, а производит серию кратковременных блокировок, что резко укорачивает тормозной путь. В экстренных ситуациях специалисты рекомендуют сильно нажать педаль тормоза и продолжать управление автомобилем до полной его остановки (если таковой требует ситуация). В этот момент по кузову проходит вибрация, но не стоит ее бояться. При этом тормозить нужно при выжатом сцеплении, а параллельно с помощью двигателя. Дело в том, что двигатель создает дополнительное препятствие и снижает эффективность ABS.

На старых автомобилях, не оборудованных АBS торможение двигателем остается актуальным, поскольку в этом случае не блокируются колеса. Однако резкое понижение передачи может увести заднеприводную машину в занос, а переднеприводную в снос. Водитель также может воспользоваться методом имитации ABS, прерывисто нажимая на педаль тормоза, – и чем интенсивнее, тем лучше.

Привод имеет значение

На скользкой дороге автомобили с задним приводом подвержены заносу, а переднеприводные – сносу передней оси. В зависимости от привода приемы управление автомобилем отличаются.

Задний привод. На автомобилях с задними ведущими колесами необходимо быть особенно внимательным к работе педалью газа, т.к. они больше других склонны к заносу. Если при прохождении виражей переборщить, то автомобиль начинает разворачивать в сторону поворота. Занос также может произойти и при резком сбросе газа, когда возникает эффект торможения двигателем. В экстренных ситуациях помогает справиться с управлением система ESP, однако она вмешивается только в случае ошибки водителя.

При возникновении заноса заднеприводного авто выравнивать его необходимо контррулением: кратковременно повернуть руль в сторону заноса. Как только автомобиль начнет выравниваться руль следует выровнять, иначе произойдет занос в противоположную сторону.

Передний привод. Поведение автомобиля с передним приводом отличается от заднеприводного тем, что при неграмотном управлении на виражах сносит переднюю ось. Причины сноса в пробуксовке передних колес и потере сцепления с дорогой, а также слишком вывернутый руль при входе в поворот. Типичная ошибка при сносе передней оси – дать больше газу, рассчитывая, что колеса вытянут автомобиль. Однако последствия этого прямо противоположные.

Противостоять сносу необходимо следующим образом. Первым делом сбросить немного газ, примерно на четверть. Вместе с этим руль выравнивается так, чтобы колеса смогли зацепиться протектором за покрытие. Если снос продолжается, то нужно еще немного отпустить газ. В этот момент может начаться занос задней оси, который следует выравнивать контррулением с увеличением тяги.занос кроссовера

Полный привод. Колесная формула 4×4 позволяет в полтора раза быстрее проходить повороты. И, тем не менее, это не повод существенно повышать скорость движения. В современных внедорожниках тяга распределяется по осям в соотношении 40:60, поэтому поведение их на скользкой дороге больше напоминает заднеприводный автомобиль, хотя управляемость намного лучше. При заносе на полноприводных внедорожниках применяют контрруление с уменьшением давления на педаль газа.

В кроссоверах постоянно работает только передний привод, а задний включается, если передние колеса пробуксовывают. На скользских виражах при внезапном включении привода задних колес не следует что-либо предпринимать особенное. Основная тяга все равно остается на передних колесах, поэтому действия водителя те же, что и для преднеприводных автомобилей.

Необходимо помнить, что любой занос или снос автомобиля является итогом ошибок прохождения виража. Включение системы стабилизации следует расценивать как сигнал об этих ошибках. Скользкие виражи безопаснее всего проходятся на малой и стабильной скорости. Правильно выбирайте безопасную скорость, и вираж будет пройден безошибочно.

01.02.2011
Автор текста: М. Тамилин