Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Отказ тормозов и другие внештатные ситуации

К счастью, далеко не каждому автомобилисту доводится сталкиваться с такими проблемами, как отказ тормозов, заклинивание педали газа и другими неприятными недоразумениями в механике своих автомобилей, напрягающими нервную систему до предела. Однако если это случается, то нужно быть готовым к экстренному принятию решений, практически рефлекторно. Остановимся и рассмотрим способы преодоления с этими напастями.

Самое неприятное и опасное – отказ тормозов. Иной раз забавно наблюдать за некоторыми киногероями голливудских лент, столкнувшихся с подобной проблемой, которые в панике сметают все на своем пути, так и не попытавшись принять никаких мер к спасению. Однако остановить автомобиль с отказавшими тормозами – задача реально выполнимая. Правда, для решения проблемы совсем не обязательно мчаться с очумелыми глазами, на полной скорости, сбивая на ходу ни в чем не повинные придорожные лавки и строительные леса. Все это выдумки кинорежиссеров, а в реальности любая машина, кроме педали тормоза имеет и другие органы управления, способные, так или иначе, замедлить движение.Аварийное торможение ручником и двигателем

Прежде всего, следует несколько раз энергично нажать на педаль тормоза с полной амплитудой, и этого уже может быть достаточно. Если не помогло – в машине есть такая штука, как коробка передач, при умелом использовании способная оказать сопротивление вращению колес. Для замедления хода следует спускаться передачами вплоть до первой, и тогда автомобиль будет вынужден снизить скорость, а, проехав несколько метров накатом на нейтральной передаче, и вовсе остановится.

Потом, не забываем о рычаге, зовущимся ручным тормозом (он же стояночный тормоз). Польза этого рычага в экстремальной ситуации кроется уже в его названии. Удерживать его следует в незафиксированном положении, а притормаживать легкими частыми поднятиями, чтобы иметь возможность отпустить тормоз в случае заноса. Однако нужно помнить, что ручной тормоз максимально эффективен только на малых скоростях.

В крайнем случае, на кону стоит не сохранность машины, а человеческое здоровье, можно попробовать спасти ситуацию элементарным трением обо все, что находится по обе стороны автомобиля, к примеру, ограждения, бордюры, стены и прочее.

И, наконец, последний отчаянный метод, к которому следует обращаться, если ничего сказанное не помогает: выключайте зажигание, но так, чтобы не заблокировался руль, и переключайтесь на первую передачу. Важно знать, что этот метод навредит коробке передач, однако ваше здоровье, как и целостность ваших пассажиров, скорее всего не пострадают.

Торможение ручным тормозомУ водителей машин с автоматической трансмиссией способов затормозить чем-то еще, кроме основного тормоза гораздо меньше. Например, нельзя эффективно тормозить двигателем или коробкой. Снизить скорость можно просто, заглушив двигатель; в крайнем случае, можно перевести рычаг АКП в положение «Parking», если автоматика коробки позволит это сделать на скорости, однако это приведет к блокировке ведущих колес и непредсказуемой траектории тормозного пути. И в том, и в другом случае в большей или меньшей степени пострадает дорогостоящая АКП. А в современных дорогих автомобилях еще может и не быть механического ручного тормоза. Благо тормозные системы таких машин практически безотказны, поэтому шансов потерять контроль над педалью тормоза в них ничтожно мала.

Что делать, если заела педаль газа? В этом случае алгоритм действий зависит от ситуации. В первую очередь интересен случай отказа педали акселератора на скорости. Если педаль не работает, когда автомобиль стоит на месте, то можно считать, что вам крупно повезло. Другое дело, когда вы на ходу убрали ногу с педали газа, а автомобиль продолжает набирать скорость. Первое, что приходит на ум водителю (и самое верное) – это выключить сцепление и остановить автомобиль. Следующее действие – попробовать уже на месте понажимать педаль газа. Часто нескольких нажатий хватает, чтобы контроль над акселератором восстановился, однако это не означает, что можно продолжать движение. Пока не будет выяснена причина залипания педали газа, не стоит трогаться с места.

В дизельных машинах проблемы с управлением подачей топлива могут возникнуть и без проблем с самой педалью. Обычно это случается с автомобилями, топливная аппаратура которых изрядно изношена. Пока едешь – все нормально, но стоит выжать сцепление или включить нейтральную передачу, как стрелка тахометра начинает ползти вверх, и если не принять мер, то коленвал может раскрутиться и до максимальных оборотов.

Эксплуатировать автомобиль с подобной проблемой не стоит – это опасно. Однако если такое с машиной случается впервые, то достаточно кратковременно включить пониженную передачу и обороты падают сами собой. Приближаясь к перекрестку или перед остановкой, следует, не устанавливая нейтральную передачу, немного притормозить педалью тормоза пока обороты не упадут до 1300-1500, и только тогда выключить сцепление. Если и этого окажется недостаточным, то после остановки можно немного тронуться с места на холостых оборотах, работая только педалью сцепления, и сразу остановиться, – обороты двигателя быстро упадут. Помогает сбросить обороты выключение и повторный запуск двигателя, однако на скорости этого делать не рекомендуется, – из-за сложности манипуляций можно не справиться с управлением. Да и смысла в этом особого нет. Обороты снова выйдут из-под контроля, как только стрелка тахометра перевалит за 2 тыс. об/мин.

В общем, как говориться: предупрежден – значит вооружен. Никому не желаем оказаться в подобных ситуациях, однако тем меньше шансов от них пострадать, чем выше уровень теоретической подготовки – это закон!

27.06.2011
Автор текста: М. Тамилин