Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Шины и диски

Как читать маркировку шин?

На боковинах автомобильных шинах можно насчитать до 15-ти различных маркировок. Разбираться в значении этих своеобразных шифрограмм истинному автолюбителю совсем не помешает.

Среди множества обозначений есть как действительно важные, так и не очень. Если оценивать все маркировки по степени важности, то на первом месте, пожалуй, окажется метрика, в которую заложен размер шины. Выглядеть она может, например, следующим образом: 165/65R14.

Как мы видим, в этой маркировке присутствуют три отдельные цифры. Первая из них (165) указывает на ширину шины в миллиметрах. Та, что идет после дроби (65) является высотой профиля шины в процентах, где за 100% взята ширина шины. Чтобы быстро перевести проценты в миллиметры, необходимо выполнить простое действие: 165*0,65 = 107,25 мм.

Дальше в маркировке мы видим литеру R. Это не радиус, как думают многие, а обозначение радиальной конструкции шины. Далее следует цифра (14), которая не является радиусом шины, а указывает на ее посадочный размер в дюймах. Чтобы выразить его в миллиметрах необходимо в данном случае 14*25,4 = 355,6 мм. Теперь мы можем узнать внешний диаметр шины, для чего нам нужно к посадочному диаметру прибавить две высоты профиля: 355,6+107,25*2 = 570,1 мм.

Зная необходимые размеры шины из руководства по эксплуатации автомобиля, можно легко подобрать подходящие аналоги. О допустимых параметрах шины также может рассказать наклейка на торце водительской двери или на стойке.

Отступать от рекомендуемых производителем значений параметров шины не желательно. Если, например, установить шину меньшего диаметра, то уменьшается дорожный просвет. Значительное превышение рекомендуемого диаметра вообще не допустимо, поскольку колесо попросту не поместится в колесную арку или будет тереть на скачках. Шина ни в коем случае не должна соприкасаться с элементами шасси и кузовом. В первую очередь такие контакты могут возникнуть при повороте передних колес. Наконец, изменение рекомендуемого диаметра отражается и на точности показаний спидометра.

Иногда автопроизводитель допускает установку шин в некотором размерном диапазоне. В таком случае предпочтение следует отдавать более широким покрышкам, т.к. чем больше площадь пятна контакта с дорогой, тем выше сцепление с ней. Но нужно учитывать и то, что чем шире покрышка, тем больше сопротивление качению. Это сказывается, прежде всего, на управляемости автомобилем на поворотах с малым радиусом. Чем больше расстояние между краями резины, тем больше разница пройденного ими пути по дуге. При большой ширине профиля протекторам на окраинах покрышки приходится сильнее проскальзывать. С увеличением ширины покрышки увеличивается и аквапланирование. Всего этого не нужно бояться, но нужно учитывать при вождении.

Высокий профиль покрышки хорошо поглощает неровности дороги; в то же время при повороте сильнее деформируется и хуже выполняет поворот. С этой точки зрения низкопрофильная резина лучше, но зато она жестче, а при попадании колеса в глубокую выбоину увеличивается вероятность контакта асфальта с диском.

На боковине шины часто указывается индекс грузоподъемности, а также индекс предельной скорости, который может выглядеть, например, как 91Н или 95Т. Для перевода этих индексов в понятные значения необходимо воспользоваться специальной таблицей. Индекс Н в этой таблице соответствует скорости 210 км/ч, но это значение рекомендуют уменьшить на 15%, чтобы получить реальную максимальную скорость.

Индексы максимально допустимой скорости

Индекс скорости Соответств. скорость, км/ч
P                       150
Q                       160
R                       170
S                       180
T                       190
H                       210
V                        240
W                        270
Y                        300

 

Зимнюю резину лучше выбирать с меньшими скоростными индексами, соответствующие буквам Q или Т в приведенной таблице. При этом выбранный скоростной режим превышать нельзя, поскольку покрышки могут не выдержать перегрузки.

Грузоподъемность шины тоже представлена в виде индекса. Например, число 83 соответствует допустимой нагрузке 487 кг, а число 84 – 500 кг. Шаг между индексами может составлять от 15 до 25 кг.

Среди автолюбителей нередко встречаются те, которые ратуют за применение на плохих дорогах шин с более высоким скоростным индексом, полагая, что они прочнее. И они правы, но для полноты информации следует отметить, что за повышенную прочность придется платить более высокой жесткостью и шумностью. Следует отметить, что мощные грузоподъемные шины тоже имеют свои недостатки – их вес больше, а значит, они увеличивают расход топлива. Поэтому запас прочности шин, даже на наших некондиционных дорогах, скорее всего, не будет оправдан экономически.

10.01.2014
Автор текста: М. Тамилин