Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Тюнинг  /  Фары

Ксенон – свет, цвет и комфорт

Владельцев автомобилей, оборудованных ксеноновым светом с завода, данная тема может и вовсе не беспокоить. Они уже имеют все преимущества «ксенона» и в дополнительном «апгрейде» вряд ли будут нуждаться. Единственной альтернативой ксеноновым лампам могут стать светодиодные лампы, но они еще технологически не готовы появиться в автомобильных фарах.

Однако для счастливых обладателей авто с заводским «ксеноном» не будет лишней информация, касающаяся цветовой температуры ламп. В заводскую комплектацию входят ксеноновые лампы, испускающие желтоватый свет, который имеет цветовую температуру 4300 К. Те, кто желает выделиться, обращаются к специалистам, чтобы произвести замену на ксеноновые лампы с более высокой цветовой температурой, имеющие синеватый цвет. Мотивация одна – так красивее. Однако на деле белый и синий цвет хуже подсвечивают мокрый асфальт, из-за чего автопроизводители и используют золотистые лампы, а не синие.

Тем не менее, никто не запрещает установить вместо штатных ламп, былые, синие и даже фиолетовые «ксенонки». Однако специалисты не рекомендуют преступать порог 6000 К (слабо голубоватый цвет), иначе в сырую погоду все преимущества ксенонового света будут сведены на нет. Дело в том, что мокрый асфальт поглощает синий спектр (лампы от 6000 К до 8000 К), и дорога поэтому очень плохо просматривается.

На цветовую температуру главного света автомобиля также оказывает влияние и рефлектор фары. Так, ода и та же лампа на разных автомобилях может светить по-разному.

Ксенон – это газ

Называть ксенон светом начали сразу, как только газоразрядные лампы стали использовать для освещения дороги перед автомобилем. До этого ксенон был только инертным газом, который содержится в атмосфере. Концентрация ксенона в воздухе ничтожно мала. Чтобы получить 1 см³ ксенона, нужно переработать 12 кубометров воздуха. В ксеноновых лампах нет нити накаливания. Свет в них инициируется дуговым разрядом, вызывающим свечение инертного газа, находящегося под давлением.Ксеноновая лампа

Ксеноновые лампы также называются металлогалогенными (HID-Lamp). Их ни в коем случае нельзя путать с обычными галогенными лампами, в которых имеется нить накаливания. Это две принципиально разные технологии получения света.

Ксенон в фарах

Разработчики ксеноновых ламп для автомобилей, прежде всего, ставили перед собой цель улучшить качество и яркость света. Кстати, первую ксеноновую лампочку выпустила компания Philips. Обычные галогенные лапы потребляют много электроэнергии, и потому увеличение их яркости влекло за собой большую нагрузку на генератор.

Ксеноновые лампы при значительно меньшей потребляемой мощности (1,5 раза) создают вдвое больший световой поток. При этом их срок службы доходит до 2800 часов против 400 часов галогенных ламп. Кроме того, свет ксеноновых ламп (4300-6000 К) лучше воспринимается глазами водителя.

Обычные галогенные лампы сильно нагреваются во время работы. Они почти 40% энергии трансформируют в тепло. У ксеноновых ламп этот показатель находится на уровне 6%. Преимущество ксеноновых ламп также состоит и в том, что они не имеют нити накаливания, которая могла бы оборваться от сильной вибрации.

Ксеноновая лампа в отличие от лампы накаливания требует дополнительного оборудования – блок розжига. Данное устройство формирует высоковольтный импульс (до 25 тыс. В), необходимый для запуска лампы. Сразу после перехода лапы в рабочий режим на нее подается напряжение 60-80 В. Блок розжига работает от стандартной бортовой сети 12 В.

Определенной проблемой для корректной работы установленного комплекта ксенона на автомобили может стать современная электроника, которая контролирует работу электросети. Дело в том, что пусковой ток ксеноновых ламп значительно выше, чем у галогенных. На такие автомобили рекомендуют устанавливать ксеноновые лампы, пусковой ток которых не превышает 5,5 А, либо использовать дополнительное стабилизирующее оборудование. Существуют также комплекты ксенона, блоки розжига которых содержат т.н. «обманки», например, Yamagata. Эти устройства делают запуск ламп незаметным для бортовых компьютеров.

Ксенон и биксенон

комплект биксенонаВ любом автомобиле есть дальний и ближний свет. Переключение из одного режима галогенных фар в другой может осуществляться двумя способами: переключением между двумя отдельным лампами и выбором одной из двух нитей накаливания в совмещенных галогенных лампах.

Совмещенная двойная ксеноновая лампа – большая редкость, поэтому включение дальнего и ближнего света в «одном патроне», как правило, происходит несколько иначе: лампа двигается вперед-назад, тем самым, изменяя свою яркость. Перемещает лампу электропривод, управляемый реле. Такая модель называется биксеноном. Реализация биксенона (два в одном) также может иметь и другие решения, например, откидывающейся шторкой или т.н. биксеноновой линзой.

В фарах, которых предусмотрены две лампы, переключение дальнего и ближнего света с ксеноновыми лампами осуществляется обычным способом: выключается одна лампа и включается другая.

Если в фарах вашего автомобиля установлена одна галогенная лампа (два в одном), то при переходе на ксенон понадобится комплект биксенона, состоящий из двух специальных ксеноновых ламп, двух блоков розжига и реле, а также комплекта проводки. Инсталляция системы несложная и, как правило, занимает не больше часа.

09.02.2011
Автор текста: М. Тамилин