Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Тюнинг  /  Фары

Ксенон в фарах

Более 60% всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за плохого бортового освещения. Для большей безопасности и увеличения комфорта при езде можно установить лампы помощнее или дополнительные фары, однако повышенное потребление электроэнергии и значительная нагрузка на генератор будет обеспечена. Сегодня выгоднее использовать иные источники освещения – металлогалогеновые лампы, больше известные как ксеноновые.

На протяжении века различные газы помогали автомобилистам освещать дорогу. Почти сто лет назад изобретение ацетиленовых фар дало возможность машинам быстрее и безопаснее передвигаться в темное время суток. Для питания фар использовался специальный газогенератор, в котором вода капала на карбид кальция, а выделяющийся в результате реакции газ, по трубкам попадал в горелки фар. Это было довольно сложное и небезопасное устройство.

Электрика сделала огромный шаг в сторону улучшения освещения дороги. Уже в 20-е годы прошлого века почти все автомобили были оснащены фарами, в которых находились знакомые нам вакуумные лампы накаливания. Фары на ацителенеВакуум в колбе необходим, чтобы вольфрамовая нить не сгорела моментально в присутствие кислорода. Однако вакуум не проводит тепло, поэтому нити накала перегревались, и срок их службы оказывался не таким продолжительным, как этого хотелось бы.

Для увеличения светового потока без потери долговечности усовершенствовалась вольфрамовая нить, и все же их свет таких ламп было тяжело сфокусировать, поэтому стекло фар приходилось делать ребристым, придавая ему нужные оптические свойства. Это помогало собрать свет в пучок и направить его на дорогу.

В пятидесятые годы колбу лампы стали заполнять инертными газами. Они отводили от нити накала тепло и создавали внутри небольшое давление, чем снижали испарение вольфрама. В таких лампах нить можно было разогревать сильнее, при этом она стала короче, сами лампы меньше; светили же они ярче обычных. Именно такие лампы появились тогда в квартирах. По своей форме они напоминали уже не грушу, а гриб. В фарах наших авто эти лампы появились гораздо позже. Даже в фарах первых Жигулей были установлены круглые вакуумные лампы. И только в средине 70-ых появились новые оптические элементы с обычными для нас лампами.

Примерно до конца 90-ых галогенные лампы были основным способом освещения пути перед автомобилем. Однако прогресс не прекращался. Нить накаливания уже некуда было дальше усовершенствовать. Тогда вспомнили об электрической дуге. Она дает яркий свет по цветовой температуре приближенной к солнечному. Однако в воздухе электроды быстро сгорали, поэтому появлялась необходимость постоянной регулировки зазора между ними.

Там, где яркий и белый свет был важен, например, в кинопроекторах больших кинотеатров, дуга сохранилась и до начала нынешнего столетия. Что касается автомобиля, то, усовершенствуя лампу, снова вспомнили о газах. Оказывается, если электроды дуги прибывают в инертном газе, то не выгорают и соответственно не нуждаются в постоянной регулировке. Тогда в стеклянной палочке создали полость диаметром 3 мм, ввели туда электроды и заполнили ксеноном. Так появилась практичная ксеноновая лампа.

Что такое ксеноновый свет?

Ксеноновая лампа – это газоразрядная колба, наполненная смесью инертных газов, в том числе и ксеноном. У этой лампы нет нити накаливания, а электрическая дуга возникает между двумя электродами.

Свет ксеноновых фарОдна из проблем применения ксеноновых ламп заключается в необходимости генерировать для их розжига высоковольтные импульсы напряжения – до 20 тыс. вольт. Только нескольким фирмам в мире удалось решить эту проблему. Не так давно в России появилась новая разработка – электронный пускорегулирующий аппарат «Ксения 12-35» для розжига дуги ксеноновой лампы. Благодаря высшим, нежели у зарубежных аналогов, энергетическим параметрам, она потребляет от бортовой сети меньший ток как в номинальных, так и в переходных режимах. Это дает возможность подключиться к штатной проводке автомобиля без риска перегрузки. Из-за низкого качества или даже из-за отсутствия специальных устройств защиты бортовой сети большинства отечественных и старых импортных автомобилей «12-35» способен надежно функционировать при значительных перепадах напряжения (от 7 до 24 В) и с кратковременными скачками до 60 В. В данном устройстве использован т.н. симметричный выход повышенного напряжения, что предоставило возможность снизить вдвое импульсную высоковольтную нагрузку на проводку и контакты для обеспечения дополнительной гарантии отсутствия пробоев в изоляции и высокой надежности системы в целом.

Сегодня комплекты для переоборудования автомобильных фар на систему ксенонового света включают до пяти типов наиболее распространенных ламп: Н1, Н4, Н7, 9005, 9006. Также предлагаются комплекты с металлогалогеновыми лампами типа D2S, D2R.

Преимущества ксенонового света

Ксеноновая лампа производит вдвое больше света, чем галогеновая, при этом, потребляя меньше электроэнергии, что снижает нагрузку на генератор. Водитель видит четче, а у автомобиля остается больше электроэнергии для других функций. Ксеноновый свет делает автомобиль безопаснее и для окружающей среды, поскольку меньшее потребление энергии означает меньший расход топлива и меньшие выбросы вредных газов в атмосферу.Комплект ксенонового света

Белый свет, излучаемый ксеноновой лампой, по спектру приближается к дневному. Результаты исследований показали, что свет ксеноновых ламп предоставляет возможность водителям лучше оценивать дорожную ситуацию, и именно этот цвет лучше всего подсвечивает дорожную разметку и дорожные знаки.

Однако желание многих автомобилистов иметь недорогой «ксенон» в фарах привело к появлению на рынке обычных галогеновых ламп с голубой колбой. Они устанавливаются в стандартный патрон. Однако тонировка коблы задерживает часть и без того слабого света. Такие лампы, как правило, имеют повышенную мощность, а на их коробках всегда присутствует гордая надпись «Xenon». На псевдоксенон «клюют», прежде всего, водители, желающие повысить безопасность своей езды и престижность авто, однако на деле выходит все наоборот. Мощная лампа перегревается, что приводит к плавлению пластиковых элементов фар, не рассчитанных на такую температуру. Бывает, перегретое стекло фары дает трещину при попадании на него воды. Также быстро разряжается АКБ, поскольку тока от генератора не хватает, чтобы покрыть «аппетиты» мощных ламп. В результате вообще можно остаться без света.

В свою очередь, существуют определенные конструктивные ограничения на установку ксенона. Неадаптированные фары сильно мешают встречному потоку. В России запретили установку ксенона в автомобилях, конструкция фар которых не предназначена для такой мощной осветительной техники.

11.05.2011
Автор текста: М. Тамилин