Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Тюнинг  /  Фары

Головной свет: от свечей к светодиодам

Автомобильная фара и автомобиль – далеко не ровесники. Первые самодвижущиеся экипажи, появившиеся на исходе ХIХ века, оснащались столь же примитивной светотехникой. И хотя скорость таких экипажей была невелика, многие страны сразу причислили их к средствам повышенной опасности, которыми остаются и современные автомобили. Но в отличие от последних, те автомобили не могли хорошо освещать перед собой дорогу, отчего в темное время суток водитель мог легко наехать человека или животное. Пешеходов спасал разве что громкий шум двигателя, водитель же мог ориентироваться только на остроту собственного зрения.

Проблема освещения дороги перед автомобилем довольно быстро стала решаться, тем более что в это же время мир переживал небывалый технологический подъем, особенно в области электричества. Но начиналось все с самых обычных свечных фонарей, которые перекочевали на самоходные экипажи с экипажей конных. Это были еще не фары, а фонари, которые скорее служили пешеходам, чем шоферу. Их сменили керосиновые светильники, а потом ацетиленовые, которые сначала применялись на железной дороге. Газовые светильники питались от специального реактора, в котором карбид вступал в реакцию с водой, в результате чего образовывался горючий газ – ацетилен. С наступлением темноты, водитель должен был открыть краны и зажечь огни в фарах спичкой. В газовых фарах впервые был использован рефлектор, который существенно усиливал световой поток. Данная конструкция стала называться автомобильной фарой.

Любопытно, что слово «фара» происходит от названия греческого острова Фарос, где находился Александрийский маяк. Точно неизвестно, у кого именно родилась столь аллегорическая ассоциация. Тем не менее «фара» надежно вошла в обиход автомобилистов и даже получила статус термина, обозначающего источник головного автомобильного или мотоциклетного освещения. Задних фар не бывает. То, что некоторые ошибочно называют «задними фарами», – есть ни что иное как фонари.

Сначала ХХ века стали появляться попытки модернизации газовой фары при помощи электрической лампы. Однако они долго не увенчивались успехом, поскольку угольные стержни первых ламп не выдерживали тряски. Кроме того, существовала серьезная проблема электропитания таких ламп, для которых нужно было возить с собой огромные и тяжелые аккумуляторы.

Вольфрамовая нить накала появилась в лампах только в 20-ых годах ХХ века. К тому времени уже были мощные и достаточно компактные электрогенераторы, которые могли питать лампу накаливания напрямую. Свет электрических ламп был настолько ярким, что ослеплял водителей встречных машин и мотоциклов. Многочисленные инциденты по этому поводу заставили автопроизводителей искать соответствующие технические решения. В результате появились фары, угол которых регулировался рычагом из кабины, а также фары с реостатной регулировкой напряжения. Прошло совсем немного времени, как компания BOSCH предложила лампочку с двумя нитями накала. Это произошло в 1925 году. Так проблема головного света автомобиля была решена всерьез и надолго.

В 1957 году в Европе была принята норма, по которой ближний свет со стороны водителя должен был светить менее интенсивно, чем с другой стороны. Так появилось разделение фар на левые и правые. Чаще всего фары имели разные стекла, отличающиеся рисунком рассеивания света.

Ксеноновые лампы

Очередной технологический скачек в светотехнике случился в 1958 году и был вызван презентацией первой галогенной лампы, которую разработала компания General Electric. Это была все та же лампа накаливания, но внутри колбы находился не вакуум, а пары брома. Галоген возвращали испаряющиеся атомы вольфрама обратно в нить, повышая ее температуру, а стало быть, и яркость. При мощности 55 Вт световой поток ламы возрос в три раза, а именно с 550 до 1 650 люмен. Галогенки сразу заняли свое место в автомобильных фарах и остаются там до сих пор.

Параллельно усовершенствованию источников света эволюционировала и сама фара. В 1961 году компания Citroen использовала эллипсоидный отражатель Hella, который позволил впервые создать фары квадратной формы. Эффективность осталась на прежнем уровне, зато дизайнерские возможности получили полную свободу. Целую четверть века эллипсоидный отражатель продержался в фарах, пока не появились фары проекторного типа. С этого момента у автомобильных фар появился синоним – «оптика».

Светодиодные фары

В 90-ых годах на арену вышли первые газоразрядные лампы, которые хорошо сочетались с усовершенствованной к тому времени проекторной оптикой. Нить накаливания в этих лампах отсутствовала, а свечение давал инертный газ ксенон. В электрическом разряде этот газ дает очень яркое свечение. Однако для работы ксеноновых ламп необходимо специальное электронное оборудование для т.н. розжига. Чтобы зажечь ксенон, необходим кратковременный разряд в 25 000 В. Ксеноновая лампа дает световой поток порядка 3200 люмен. Лампа накаливания по сравнению с ней – скромная свечка. Сегодня за «ксеноновую яркость» в России придется выложить не меньше 30 тыс. рублей.

Последним словом светотехники на сегодняшний день являются светодиодные фары. Перспективы у LED огромные, поскольку эти источники очень компактны, экономичны, незначительно выделяют тепло и с каждым годом становятся все ярче и, что немаловажно, доступнее. Правда, встречаются они пока преимущественно на автомобилях премиум-класса.

09.04.2014
Автор текста: М. Тамилин