Шведская Scania, начиная с 2012 года, оснащает свои грузовики двигателями класса Евро-5, Евро-6 и EEV, составляющими новую глобальную линейку. Все эти агрегаты оснащены унифицированными цилиндрами диаметром 130 мм. При этом объем двигателей варьируется за счет количества цилиндров, а также за счет изменения хода поршня.
Новая линейка силовых агрегатов унаследовала довольно много деталей и компонентов от предыдущих аналогов. Однако эти моторы нельзя назвать только лишь модернизированными, поскольку в них использованы абсолютно новые блоки цилиндров, которые являются платформой силового блока.
Концепция новых двигателей традиционна для Scania: раздельные блоки цилиндров, верхнее расположение распредвалов, циклонный маслофильтр и т.д. Есть в новой линейке и традиционная рядная «пятерка», для стабилизации которой применили сдвоенные уравновешивающие валы. С их помощью удалось максимально снизить вибрацию двигателя. Scania выпускает «пятерки» объемом 9,3 литра и мощностью от 230 до 360 л. с. В России в первую очередь востребованы двигатели мощностью 250 и 310 л.с. Данные моторы не оборудованы EGR (системой рециркуляции выхлопных газов). Соответствие нормам Евро-5 и Евро-6 у них было достигнуто только за счет применения технологии SCR, предусматривающей впрыск синтетической мочевины.
В Европе самыми популярными являются 6-цилиндровые рядные двигатели объемом 12,7 литра. Это наиболее долговечные моторы, и к тому же обладающие наименьшей вибрацией. Диапазон их мощности – 360-480 л.с. При этом диаметр цилиндра у данных двигателей такой же, как и у 9,3-литровых «пятерок». Однако ход поршня различный: 140 мм против 160 мм. На отечественном рынке доступны четыре двигателя 12,7-литровой линейки: 360, 400, 440, 480 л. с. Все они оборудованы системой SCR.
Двигатели объемом 16 литров в России заказывают редко. Расположение цилиндров у них V-образное. Большой литраж и рациональная компоновка этих моторов позволяют добиваться рекордных характеристик 500-730 л.с. Техника с такими мощными агрегатами востребована разве что в горнодобывающей отрасли, а также для автоперевозок через горные перевалы.
Модель / Дизели Scania |
DC09 110 310 |
DC13 11 480 |
DC16 21 730 |
Рабочий объем, л | 9,3 | 12,7 | 16,4 |
Порядок работы | 1-2-4-5-3 | 1-5-3-6-2-4 | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Количество головок цилиндров | 5 | 6 | 8 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 | 4 | 4 |
Диаметр цилиндра X ход поршня, мм | 130х140 | 130х160 | 130х154 |
Степень сжатия | 18 | 18 | 17,4 |
Мощность, л/с об/мин |
310 1900 |
480 1900 |
730 1900 |
Крутящий момент, Н·м об/мин |
1550 1100-1350 |
2400 1100-1350 |
3500 1100-1350 |
Система впрыска | SCANIA PDE | SCANIA PDE | SCANIA XPI |
Система контроля ОГ | Scania SCR | Scania SCR | Scania SCR |
Объем масла в двигателе, л | 31 | 36 | 43 |
Экологические классы двигателей Евро-3, Евро-4, Евро-5 и EEV используют для впрыска топлива инжекторы с электронным управлением в паре с турбокомпрессором. Даже на малых оборотах данное оборудование обеспечивает высокое давление наддува и хорошие тяговые характеристики.
Модифицированная система горного тормоза имеет повышенную чувствительность и производительность на малых скоростях. А вот двигатели Евро-5 EGR оснащены системой впрыска Common Rail и турбокомпрессором с изменяемой производительностью.
Двигатели, собранные на новой силовой платформе, обладают оптимальными значениями крутящего момента. Максимальный момент доступен уже на 1000 об/мин., чем обеспечивается экономный расход топлива и отличная динамика на низких оборотах.
Интересно, что у двигателей новой линейки межсервисный интервал не уменьшился. Например, замену масла необходимо производить каждые 60 000 км. Более того, двигатели Евро-5 EGR в режиме магистральных перевозок нуждаются в обслуживании уже каждые 90 000 км, а в режиме спокойной эксплуатации заезжать к дилерам придется еще реже – раз на 120 000 км.
В новой линейке имеются не только чистые дизели, но и двигатели, работающие на биоэтаноле, биодизеле и природном газе. Впрочем, для нас, к сожалению, «зеленые технологии» остаются пока сомнительным преимуществом.