Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Что такое плохой бензин?

Бодяжного бензина боится и двигатель автомобиля, и его хозяин. Для одного – это разрушительные последствия, а для другого – немалые расходы, связанные с устранением этих последствий. Каково же негативное воздействия нечестного топлива, и что мы в силах сделать, чтобы нейтрализовать его вред?

В целях получения сверхприбыли и выживания в условиях жесткой конкуренции, некоторые нечистые на руку бизнесмены (лаконично назовем их так) идут на то, чтобы разбавить бензин более дешевыми компонентами, которых там быть не должно, либо повысить запрещенными методами октановое число. Сегодня параметры качества бензина описывает действующий Технический регламент и различные ГОСТы. Интересно, что требования этих нормативных документов разные, и уже в этих несоответствиях есть почва для запрещенных рецептур. «Бодяжникам» помогает, еще и то, что контролирующие инстанции могут проверить конкретную АЗС только один раз в два года! Очевидно, что в таком серьезном вопросе не хватает строгости закона, и это, несмотря на то, что страдают от такого попустительства все владельцы автотранспорта.

Однако для большинства заправочная «адская кухня» остается тайной за семью печатями. О том, что бензин некачественный, узнается только после того, как заправка осталась позади. Доказать, увы, ничего невозможно, поскольку кто знает, что было у вас в баке.Рарбавление бензина

Как известно, высокооктановый бензин стоит дороже низкооктанового. Сейчас не будем вдаваться в подробности производства высокооктановых бензинов и расчеты их себестоимости, просто поверьте на слово, что высокооктановый бензин обходится дороже. Но октановое число можно повысить и другим путем, более дешевым, однако и небезопасным для мотора. Делается это банальным добавлением в цистерну специальных химических добавок, которые отмеряют обычным ведром. Если вы увидите где-нибудь, человека в противогазе, наливающего что-то ведром в бензовоз или танк на АЗС, то это и есть «таинство бодяги». Заправляясь таким топливом, мы рискуем прожечь клапаны, выбить межкольцевые перемычки на поршнях, получить задиры, и самое малое – перегреть мотор.

Все повышающие октановое число добавки условно можно поделить на три группы. Первая – представлена металлосодержащими препаратами, принцип которых основан на свойствах металлов снижать самовоспламенение топлива. В основном используется железо, свинец, марганец и никель. Сегодня все металлические добавки в топливе запрещены, поскольку при их использовании на стенках камеры сгорания, в выпускном тракте, свечах, λ-зондах и катализаторах образуется токопроводящий слой, мешающий нормальной работе. В результате металлизированные свечи дают пропуски искры, а соты катализатора спекаются в монолит. Следствие этого – присутствие в выхлопе топлива и большое количество кислорода, из-за чего λ-зонд начинает «нервничать» и расстраивать работу электроники двигателя. Мощность последнего падает, несгоревшее топливо вылетает в трубу, а затем отравляет воздух, которым мы дышим.

Повышающие добавки второй группы – это соединения ароматических углеводов (монометиланилин, анилин, нитробензол и др.). Техническим регламентом официально из этих веществ как добавка к топливу запрещен только анилин, но присутствие остальных тоже ограничивается совокупным присутствием ароматики. В допустимых концентрациях ароматические углеводороды для двигателя не опасны, но, например, превышение по монометиланилину (ММА) грозит отложением смол. Эти смолы откладываются в самых различных местах, но наиболее опасны там, где важна точность зазоров. Одним из таких мест является зазор между направляющей клапана и его стержнем. Смола, проникая туда, быстро нарастает и вызывает зависание клапана со всеми вытекающими последствиями. Бензин с превышением содержания ММА можно определить по темному цвету.

Наконец, третья группа добавок, и она же наименее опасная – высокооктановые компоненты на основе метилтретбутилового эфира (МТБЭ). У нас такая добавка официально разрешена, но есть 15%-ное ограничение по содержанию. Оно обусловлено тем, что с повышением содержания МТБЭ возрастает и коррозийное воздействие топлива на элементы системы, и даже на пластмассу и резину. Кроме того, изрядно разбавленный МТБЭ бензин резко теряет «калорийность», которая оборачивается потерей тяги мотора и увеличением расхода топлива.

Теперь мы знаем, чем повышают октановое число бензина, но что водителям это дает на практике? Признаться немного, однако кое-что. Определенное тестирование можно провести по внешнему виду, запаху и некоторым другим внешним признакам.

Начнем с цвета. Как уже говорилось, подозрительно темный бензин, скорее всего переразбавлен ММА, но также это может быть признак присутствия чистого анилина, который категорически запрещен. Передозировка иными ароматическими углеводородами делает бензин желтым, тогда как нормальный бензин только слегка желтоватый, а в маленькой пробирке – почти бесцветный.

Нагар на свечах зажиганияС запахом сложнее, поскольку вдыхать пары даже самого качественного бензина вредно. Но, тем не менее, даже заправляя автомобиль, мы, так или иначе, вынуждены «нюхнуть», т.к. противогаз с собой никто не возит. Сам по себе анилин и ММА – жидкости дурно пахнущие. Если чуете несвойственный обычному бензину смрад, то этими веществами явно злоупотребили. А вот МТБЭ настолько изменяет запах обычного бензина, что его можно перепутать с ацетоном.

Ну, и раз уж речь зашла о самостоятельном анализе бензина, то нельзя не упомянуть метод измерения плотности. Безусловно, это уже для более продвинутых пользователей, но все-таки… В соответствием с ГОСТом нормальная плотность бензинов находится в пределах 730-760 г/л, и любые отклонения уже не являются нормой. Если денсометр при измерении плотности образца показывает менее 720 г/л, то это, скорее всего, так называемая «прямогонка» с большим количеством повышающих добавок. Если бензин тяжелее нормы, то это признак переизбытка ароматики или МТБЭ.

К сожалению, индикаторные эеспресс-тесты, которые появились нынче в автомоагазинах, в большинстве случаев не дают полной информации о качестве топлива. Они гарантировано определяют только некоторые виды добавок, в частности ферроцен и то при сильно завышенных концентрациях. По сути, эти тесты могут выявить только очень плохой бензин.

Если плохой бензин все-таки попал в бак?

Такой бензин почти сразу проявит себя частичной потерей тяги, характерным звоном в моторном отсеке (кстати, ни какие это не «пальцы») – признаки недостатка октанового числа на лицо. На этот случай рекомендуется возить с собой в багажнике бутылку кондиционера топлива или октан-корректора. Этими препаратами можно повышать по мере необходимости ОЧ.

Повысить октановое число можно и добавлением заведомо качественного бензина марки «Супер-98», но для этого потребуется достаточно места в бензобаке. Отсюда вывод: никогда не заливайте на незнакомых заправках полный бак.

На автомобилях с инжекторами расход топлива может повыситься не только из-за низкого ОЧ, но и по причине металлосодержащих отложений, которые являются следствием регулярного использования некачественного топлива с металлическими присадками. Если на изоляторах свечах присутствует красноватый налет, то это ферроцен, а бурый – марганец. Свечи с налетом нужно менять, пока не полетел λ-зонд и катализатор, о чем сразу предупредит сигнал «Check Engine».

В целях профилактики рекомендуется периодически добавлять в топливо эксплуатационный очиститель двигателя во флаконах. И, хотя ГОСТовский бензин должен содержать моющие присадки, мы же не уверены, что, в используемом нами топливе, выдержаны все параметры.

В заключении, хочется немного разрядить обстановку и дать нашим водителям успокоительную пилюлю. Да, проблемы со стандартами и бодяжным топливом у нас имеются, но на большинстве фирменных АЗС бензин и дизель соответствует нормам. Ищите крупные заправки известных компаний, и риск нарваться на плохой бензин будет минимальным. Ну, а в случае чего, следуйте вышеизложенным советам. Третьего, увы, не дано.

02.07.2012
Автор текста: М. Тамилин