Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Какой бензин лить в бак?

Чего только не пишут на автомобильных форумах в Интернете, когда речь заходит об октановых числах бензина. Люди делятся опытом доливки различных присадок, выкладывают данные бортовых компьютеров, предлагают испробовать их личные «ноу-хау». Впрочем, это и не удивительно, ведь каждый хотел бы сэкономить на топливе, которое сегодня стоит немалых денег.

А вот во времена СССР бензин был гораздо доступнее, но и тогда пытались «перехитрить» октановое число. Правда мотивация была несколько иная. Владельцы «Москвичей» и «Волг» пытались посадить свои машины на низкооктановую диету, чтобы в них можно было наливать «честно» слитый с государственной техники 76-й бензин. Модернизация двигателя сводилась к установке более толстой прокладки под головкой цилиндров, в результате чего уменьшалась степень сжатия. Расход топлива при этом повышался, но «экономический эффект» от этого практически не страдал, поскольку топливо было дармовое либо купленное по дешевке.

Сегодня вряд ли кому-то придет в голову вспоминать былой опыт с прокладками. Времена изменились, а двигатели современных машин стали более всеядными. Нередко на крышке бензобака иномарок указано, что лить можно от АИ91 до АИ98. Однако стоимость бензина зависит в т.ч. и от октанового числа. Так что же выгоднее лить в бак?

Прежде всего, давайте разберемся с октановым числом. Данный параметр характеризует детонационные свойства топлива. При высокой детонации топливно-воздушная смесь становится склонной к неконтролируемому т.н. взрывному сгоранию в цилиндрах, вызываемому повышением давления и температуры. Степень сжатия при этом понижается, а вместе с ней и ухудшается полнота сгорания топлива, а стало быть, и мощность. Детонация, кроме того, приводит к возникновению нештатных нагрузок на поршневую группу, которое сопровождается характерным цокотом. Часто можно слышать – «пальцы стучат». На самом деле никакие это не «пальцы». Взрывная волна при детонации настолько резкая, что буквально срывает масляную пленку с деталей цилиндро-поршневой группы. В результате возникает характерный металлический цокот.

Теперь, уяснив, что представляет собой детонация, попробуем пойти по пути логики. Если двигатель рассчитан на широкий диапазон октановых чисел, то детонация в нем не должна наступать, если в бак залит бензин, марка которого находится в пределах этого диапазона. И это правильно. Но, тогда возникает искушение экономить, покупая бензин с самым низким октановым числом из допустимых.

Если быть уверенным, что заявленное октановое число действительно соответствует реальному, то эксплуатация автомобиля на бензине с невысоким октановым числом (но не меньше рекомендуемого) ничем не грозит, кроме очень незначительного снижения мощности и повышения расхода топлива в пределах 3%. Однако на отечественных заправках октановое число может быть завышено на несколько единиц. Таким образом, например, заливая бензин АИ91, при ускорении можно услышать детонацию. Это указывает на то, что октановое число бензина не дотягивает до заявленного 91. Поэтому, если вы не уверены в качестве бензина, то лучше всего выбирать золотую середину. Например, при рекомендуемом диапазоне октановых чисел 91-98, покупать бензин с октановым числом 95. Тогда вы гарантировано не услышите пресловутое биение «пальцев». Разумеется, можно лить и 98-ой бензин, но он дороже, а особой разницы от него не ощутишь. Бензин АИ98 стоит покупать, если предварительно был залит бензин с явной октановой недостачей.

Теперь поговорим о фирменных бензинах. У каждой сети они имеют свои названия. У Shell, например, это АИ 95 V-Power и АИ 98 V-Power. Среди автолюбителей нередко можно услышать, что эти бензины не что иное, как выкачка денег из тех, кто питает к своей «ласточке» отцовские чувства. Однако это не так. Фирменные бензины содержат моющие добавки, которые препятствуют отложению продуктов сгорания ароматических углеводородов и серы. Если заливать в бак только фирменное топливо, то отложения на клапанах цилиндрах, поршнях, кольцах и форсунках в среднем уменьшатся в 50 раз.

Чем дороже автомобиль, тем дороже его ремонт. Поэтому машины премеум-класса в первую очередь желательно заправлять фирменным топливом. Их реже придется чинить. И даже при высокой цене фирменного бензина, его покупка является оправданной.

Автомобили популярных классов бензином с моющими добавками балуют не часто. Однако проблема отложений актуальна для них не в меньшей степени. Фирменное топливо можно покупать в данном случае в качестве профилактики. Но заправляться следует на пустой бак, иначе концентрация моющих добавок будет не достаточной. Что же касается выбора между 95 и 98 бензином, то экономия при езде на 95-ом может составить около 3000 рублей на каждые 10 000 км.

12.09.2014
Автор текста: М. Тамилин