Количество желающих установить газобаллонное оборудование зависит от цен на бензин. Очередной виток подорожания – это и новый «урожай» клиентов сервисов по установке ГБО. Но все ли новоиспеченные владельцы машин с ГБО знакомы с зимними особенностями его эксплуатации?
Для многих автовладельцев оказывается сюрпризом, когда после установки ГБО им запрещается въезд на подземные стоянки. Делается это в целях безопасности, поскольку газ тяжелее воздуха и при утечках не улетучивается, как пары бензина, а собирается внизу и может взорваться от малейшей искры. Но это, пожалуй, единственный «сюрприз», а остальное – мифы. Что касается самого газобаллонного оборудования, то оно имеет эффективную защиту от «дурака». Современные газовые системы умеют автоматически переключать двигатель на газ, после запуска на бензине, причем так, чтобы водитель в этом не участвовал. Стало невозможным переполнение баллона: при заправке газом автоматика не позволит накачать в баллон больше 85% его объема. Но ГБО пока еще не стало настолько «умным», чтобы самостоятельно решать проблему зимнего снижения температуры.
Бензиновая система питания практически не требует сезонной подготовки. Достаточно иметь хороший аккумулятор и заливать в бак зимнее топливо. ГБО в этом смысле более капризно. Его нужно настраивать и регулировать при наступлении холодов.
Сезонное обслуживание. Перед наступлением холодов газобаллонную установку необходимо подготовить к работе в условиях низких температур. Делать это лучше в конце осени. Занять очередь у сервисменов нужно заранее, поскольку в этот период у них аврал. В процессе сезонного обслуживания должен быть слит конденсат, присутствующий внутри редуктора, заменены фильтры (в т.ч. воздушный), произведена проверка системы на герметичность. В зависимости от корректности работы ГБО, сервисмены могут прибегнуть к промывке смесителя, редуктора и прочих компонентов.
Обычно техническое обслуживание ГБО проводят в ходе очередного планового ТО автомобиля. Однако для этого ТО проводится в специализированном центре, где имеются соответствующие квалифицированные кадры и оборудование. По времени обслуживание ГБО занимает не более 60 минут.
Заправка газом в зимний период. Сжиженный газ, который используется как альтернативное топливо для ДВС, тоже бывает летним и зимним. В обоих случаях это смесь пропана и бутана (пропан-бутан), но пропорция газов разная. Зимняя смесь содержит от 70 до 90% пропана, а летняя – только 50-60%. Дело в том, что пропан способен испаряться при гораздо более низкой температуре, чем бутан. Увеличивая процент пропана, производитель получает смесь, лучше приспособленную к зимним условиям.
Проблема конденсата. Выход из строя топливного насоса часто обусловлен присутствием конденсата в баллоне. Страдает от конденсата и другая аппаратура, что приводит к нестабильной работе двигателя в «газовом» режиме. Минимизировать образование конденсата можно, если стараться не держать баллон пустым. Желательно производить дозаправку газового баллона при расходе половины его объема. Еще одно место скапливания конденсата – топливная рейка. Во избежание замерзания конденсата, устраивают подогрев рейки.
Нехватка давления в баллоне. По мере расхода газа и понижения температуры давление в баллоне падает. Если на улице -30°С, то давления может не хватить для работы двигателя на газе. Мотор в таком случае даже после прогрева продолжает работать на бензине и не переключается на газ. С этим меньше проблем, если баллон установлен в багажнике хэтчбека или универсала, т.е. однообемного авто. Когда салон прогревается, баллон становится теплее и давление в нем повышается. Если баллон вне прогреваемого объема, а на улице сильный мороз, то, скорее всего, придется ездить в холода на бензине.
Ручное переключение. В системах ГБО с ручным переключением режимов не рекомендуется зимой пытаться запустить двигатель газом. Такими действиями можно легко «залить» свечи. Переключаться на газообразное топливо следует после того, как мотор прогреется хотя бы до 40°С. Современные газобаллонные установки автоматически производят запуск двигателя на бензине и переключение в режим работы на газе.
Системы автомобиля. Корректная работа ГБО возможна только при условии слаженной и исправной работы многих традиционных систем. Прежде всего, необходимо следить за состоянием свечей зажигания и высоковольтных проводов.
Черный нагар на свечах является симптомом износа направляющих втулок клапанов, поршневых колец, маслосъемных колпачков. Иногда темный нагар на свечах образуется при долгой работе двигателя на холостых оборотах.