Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Смазывающие присадки к дизтопливу

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – это тонконастроенный и высокоточный механизм, где зазоры в трущихся парах составляют сотые микрона. При этом механизм не смазывается маслом. Эту функцию выполняет само дизельное топливо или попросту солярка.

Смазывающие свойства моторных масел автомобилисты готовы обсуждать часами, чего нельзя сказать об аналогичных свойствах дизтоплива. А ведь сам двигатель является куда менее деликатным механизмом в сравнении с топливной аппаратурой дизеля. В то же время о смазывающих свойствах дизтоплива как-то не особо вспоминают. А ведь их важность сложно преувеличить.

Несмотря на существующие топливные регламенты и ГОСТы, вся, продающаяся на АЗС солярка, разная, хотя бы по тому, что существуют допуски отклонений даже у отдельных партий топлива.

Если дизтопливо плохо смазывает, то это повышает износ плунжерных пар и форсунок, в результате чего увеличивается шумность работы мотора, ухудшаются параметры выхлопа, снижается сгораемость топлива, в конце концов, может полететь дорогостоящий ТНВД. По причине отсутствия смазывающих свойств у воды, топливный насос крайне чувствителен к попаданию. Перед ним стоит топливный фильтр, в который не позволяет воде попадать в систему. И хотя даже самая плохая солярка все же является в какой-то мере жирной, для тонконастроенных механизмов ТНВД ее смазывающих свойств может не хватить.

Между тем смазывающие свойства «дизеля» во многом зависят от содержания серы. Чем серы больше, тем топливо способно обеспечить лучшую смазку нагруженных топливных пар. Однако с серой в отечественной солярке никогда проблем не было. Наоборот, наблюдался ее избыток, с которым «дизелисты» даже пытались бороться. Но так было до недавних пор, пока новые экологические требования не закрепились на законодательном уровне и не заставили производителей дизтоплива контролировать серу на уровне 50 мг/кг. Это хорошо для экологии, но плохо для двигателя.

Данного количественного присутствия серы в дизеле уже не хватает для хорошей смазки. Можно сказать, что этот показатель на грани допустимого. Теперь солярка стала малосернистой, а значит и уже не обладает прежними смазывающими свойствами. Для повышения этих свойств используются специальные присадки. Они позволяют уменьшить трение на 20-30%, что является весьма неплохим показателем.

Смазывающую эффективность дизтоплива согласно ГОСТу Р52368-2005 определяют в ходе лабораторных исследований, проводимых на специальной шариковой машине трения. При замере пятна износа в норме его диаметр не должен быть больше 460 мкм. Большинство присутствующих на рынке присадок для дизтоплива справляются со своей задачей. Однако у некоторых эффективность, выражающаяся в приросте смазывающей способности топлива с присадкой, может быть вдвое больше.

Стоимость смазочной присадки для дизтоплива в среднем повышает стоимость самого топлива на 1-2 руб./л, в зависимости от производителя. Но встречаются присадки, которые повышают стоимость топлива более чем на 3 руб./л, но при этом улучшают смазывающие свойства солярки лишь на 12%. К таковым, например, относится украинская присадка JET 100 Fuel Pump Protect Diesel. Не высоки показатели соотношения цена/эффективность у немецкой присадки Diesel Schmier Additiv от Liqui Moly. Прирост смазывающей способности последняя добавка обеспечивает на уровне 20% , но увеличивает стоимость литра топлива на 3 рубля, что, согласитесь при нынешних ценах АЗС-овских ценниках немало. В то же время американская присадка Stanadyne Performance Formula при эффективности почти 30% удорожает литр солярки только на 2 рубля. Весьма неплохие показатели имеет российская «Смазывающая присадка» Astrohim. При удорожании литра дизеля чуть более чем на 1 рубль, она обеспечивает прирост смазывающей способности на 20%.

Специалисты считают, что при эксплуатации дизельных машин на отечественном топливе, крайне желательно применять смазывающие присадки. Это продлит ресурс в первую очередь ТНВД. Если учесть, что при недостаточной смазке данного агрегата происходит неполное сгорание топлива и повышается износ топливной аппаратуры, то покупка смазывающих добавок становится весьма оправданной.

21.10.2014
Автор текста: М. Тамилин