Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Рейсинг

Формула-1 выйдет на новый уровень безопасности

Болиды Формулы-1 с начала истории гонок прошли через основательные «метаморфозы», которые не коснулись разве что открытой посадки пилота и выносного расположения колес. Голову пилота до сих пор защищал только шлем, однако вскоре это может измениться.

На сегодняшний день уровень безопасности гонок «Формула-1» достаточно высок. С 1994 года, когда в результате аварии на «Гран-при Сан-Марино» погиб Айртон Сенна, чемпионат не постигла ни одна трагедия. Тем не менее, с каждым годом требования безопасности ужесточаются. Так, появляются более прочные автомобильные конструкции, которые выводят Формулу-1 на уровень самых безопасных гоночных серий в мире.

После трагедии 1994 года облик болидов претерпел существенные изменения. Невероятно, но раньше пилоты сидели в кокпитах, высунувшись практически до плеч. В значительной степени столь незащищенная посадка и погубила Сенну. Случилось так, что массивная деталь передней подвески попала гонщику прямо в шлем, нанеся смертельный удар. В следующем сезоне все участвующие гонках болиды должны были соответствовать новым техническим требованиям. Посадка стала более глубокой, плечи пилота спрятались за бортами кокпита, а голова стала защищаться не только сзади, но и по бокам. Однако спереди она так и осталась уязвима.Авария Фелипе Масса

Скорости Ф-1 год от года растут, но за ними должна подтягиваться и безопасность. Нет смысла дожидаться рокового стечения обстоятельств, при котором пилот рискует в буквальном смысле головой. Стало очевидным, что необходим закрытый кокпит. Его разработки начались в 2009 году, а толчком к этому послужила авария Фелипе Массы в заезде «Гран-при Венгрии». Тогда в визор шлема гонщика ударила, оторвавшаяся от переднего болида Баррикело пружина, весившая один килограмм. Придись этот удар несколькими сантиметрами левее, и пилот мог бы погибнуть.

Всего через два дня после инцидента с Фелипе Масса FIA получает еще один тревожный сигнал – в заезде Формула-2 погиб молодой гонщик Генри Сертиз. На этот раз в голову пилота угодило колесо. Впрочем, на незащищенность головы пилота ситуации на треке указывали довольно часто. Дальше испытывать судьбу пилотов становится слишком опасно.

На сегодняшний день институт по повышению безопасности уже подготовил несколько проектов, касающихся шлемов пилотов. В частности, после аварии Масса шлемы получили усиленный визор, верхняя часть которого теперь защищена зайлоном – материалом, применяющимся в современных бронежелетах. Однако в FIA такие меры считают недостаточными.

Летом 2012 года институт FIA по безопасности предоставил руководству целых три проекта защиты головы пилотов от летящих предметов. Испытания проводились на гидравлическом стенде, а в качестве снаряда было выбрано колесо. Стрельба колесами велась фронтально и сбоку для каждого из трех вариантов. В ходе краш-тестов были выявлены преимущества и недостатки каждого из способов защиты. Однако для объективного выбора наиболее эффективной технологии, потребуется время. Напомним, что с момента аварии Сены до разработки нового шлема прошло около восьми лет. Но теперь FIA не намерена ждать новых трагедий и готова внести новые требования безопасности, как только исследования института будут завершены.

Испытание защитного экрана на болидах ф1Наименее радикальные изменения предполагает внести в конструкцию кокпита вариант с использованием защитного экрана из высокопрочного поликарбонатного стекла. Однако эффект безопасности такого решения оставляет много сомнений. Хотя на испытаниях экран и отводил летящее колесо от головы пилота, но сам часто разрушался от энергии столкновения. И это только колесо – большое и с резиновым покрытием. А смог бы экран защитить пилота, например, от той же пружины?

Другой вариант – специальная металлическая конструкция на носовых обтекателях болида, которая примет на себя удар от летящих объектов. Подобные каркасы безопасности уже давно используются на раллийных и кузовных гонках, но в появление их на машинах Формулы-1 пока верится с трудом. С одной стороны металлическая «рогатка» хорошо защищает пилота, но в то же время уменьшает ему обзор, что также небезопасно.

В третьем варианте предлагается защитить кокпит прозрачным поликарбонатным куполом обтекаемой формы. Решение, в общем, не ново. Но, в частности, для Формулы-1 имеет ряд недостатков, хотя на испытаниях купол отразил колесо и при этом не разбился. Основная проблема купола – дождь. Обеспечить очистку стекла двориками – явно не лучшая идея. Кроме того, существует опасность заклинивания купола при аварии, что помешает пилоту выбраться из кабины.

Какой из этих вариантов выберет комиссия FIA – пока остается загадкой. Истинные фанаты «Формула-1» могут делать свои прогнозы.

19.01.2013
Автор текста: М. Тамилин