Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Рейсинг

Колесные лебедки: что это?

Безнадежно увязнуть на внедорожнике, где-нибудь вдали от асфальта – это ночной кошмар многих «джиперов». Чтобы не вызывать мчеэсников, необходимо запасаться лебедками, лопатами, а может даже и наборами для выживания в дикой природе. И это правильно, ведь, как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но есть одно устройство, которое незаслуженно позабыто современными любителями «олрода». Речь идет о колесных лебедках.

В старых учебниках профессиональных водителей была картинка, где трос, закрепленный на дереве, наматывают на продолжение оси колеса. Таким образом, предлагается извлечь застрявший в болоте грузовик. Очевидно, что у автомобиля в этом случае нет иного пути, как выбраться из западни. О, эврика!

Обычные колесные лебедки представляют собой простые металлические катушки, которые крепятся теми же болтам, что и колесо. Для этого отверстия на реборде катушки должны совпадать с посадочными отверстиями колесного диска. Соответственно универсальных «катушек», которые подошли бы к любому автомобилю не существует. В то же время есть различные способы их крепления. В России наиболее знакомы специализированные колесные лебедки ДАК, которые подходят только для автомобилей марки УАЗ. Они крепятся вместо штатных заглушек ступицы. Колесные болты при установке катушки в данном случае не задействуются.

Однако поскольку любое колесо крепится болтами, есть все основания полагать, что колесные лебедки определенной конструкции могут быть использованы на любом автомобиле.

Работа колесной лебедки

Колесные лебедки в действии

Преимуществ у колесных лебедок над классическими немного, но они есть. Ели установить катушки перед треком, то время преодоления препятствия на порядок меньше. Необходимо лишь обернуть основную стропу вокруг ближайшего дерева, расположенного по курсу движения, и набросить концы парной стропы на катушки, закрепив их крюками на диске колеса. Теперь, даже если колеса будут буксовать, автомобиль станет двигаться вперед – точно в сторону дерева, на котором произведен зацеп. Колеса крутятся вместе с катушками, на которые наматывается стропа. Диаметр катушки намного меньше, чем диаметр колеса. Соответственно нагрузка на двигатель при работе колесных катушек сравнительно невелика. Не пройдет и минуты, как автомобиль переместится на 3-5 метров, полностью освободившись из болотного капкана.

Разумеется, колесные лебедки, устанавливаются только на ведущие колеса. Если автомобиль имеет только задний привод, то соответственно назад и крепятся катушки. При этом в экстренных ситуациях вытягивать машину можно как назад, так и вперед. Правда, одноприводные машины оснащаются колесными лебедками очень редко, поскольку во-первых, не предназначены для эксплуатации на бездорожье; во-вторых, стропы, протянутые через весь автомобиль, могут испортить пластиковый обвес и потереть детали кузова.

Лебедка колесная

А вот в спортивных состязаниях колесные лебедки встречаются все чаще. И это не удивительно, ведь время прохождения препятствий там решает все. Износ строп, которые трутся о колеса, в спорте вообще не в счет. К слову, стальной трос на колесных лебедках стараются не использовать, поскольку при небольшом радиусе намотки он быстро приходит в негодность и может лопнуть в самый неожиданный момент.

В некоторых ситуациях вытащить автомобиль может одна колесная лебедка, если автомобиль имеет режим полной блокировки колес. То есть, стропу крепят только с одной стороны. Машина при этом будет стремиться развернуться боком, но водитель должен удерживать колеса так, чтобы они находились по ходу стропы. В противном случае лебедка не будет работать. На автомобилях без полной блокировки колес, лучше задействовать сразу пару лебедок. Стропы от одной и другой катушек должны соединяться, причем без узла, т.е. это должна быть одна и та же стропа, продетая через блок. Если использовать две отдельные стропы, то, скорее всего, действовать они будут не синхронно. С большой вероятностью одна стропа будет натянута, а другая – провиснет.

Зацепом может быть как дерево, так и бесконечно длинная стропа, которая в свою очередь зацеплена за любой устойчивый предмет (дерево, крепкий пень, мощный кол, анкор и т.д.).

Длина стропы должна быть такой, чтобы она помещалась в намотке используемой катушки плюс 5 м. Чтобы стропа не цеплялась за головки болтов крепления, на катушке имеет смысл приспособить жестяную или пластиковую шайбу-кожух, которую крепить загибом специальных ушей за край катушки (предлагаемый способ – не единственное решение).

Колесные лебедки можно изготовить самостоятельно (в смысле, заказав данные приспособления в слесарной мастерской). Ширина барабана равна ширине используемых буксировочных лент (стропы) + высота головки болта крепления + 10 мм запаса. Диаметр барабана может быть произвольным, но оптимально 50-70 мм. Наружную реборду катушки можно сделать крупнее, чтобы лента гарантированно не спадала. Изделие должно быть достаточно прочным, поэтому толщину материала лучше брать с некоторым запасом. Наиболее важна внутренняя реборда и ее соединение с барабаном катушки.

10.02.2015
Автор текста: М. Тамилин