Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Лямбда-зонд (λ-зонд) это где?

Все современные автомобили оснащены специальным устройством со странным для обывателей названием «лямбда-зонд». Среди водителей сегодня часто можно слышать упоминание о нем, но, к сожалению, очень мало кто из них точно представляет себе работу этого устройства.

Эра выпуска автомобилей с λ-зондом началась в 80-х годах, когда проблема отработанных газов начала сильно беспокоить борцов за экологию. Тогда же появились первые электронные системы впрыска. Именно они и дали возможность более тонко и динамично «вмешиваться» в процесс приготовления топливной смеси.

Лямбда-зонд является электронным датчиком количественного содержания кислорода в выхлопных газах. Если кислорода слишком много или слишком мало, то ЭБУ, получив соответствующий сигнал от λ-зонда, выравнивает подачу топлива с оптимальным расходом кислорода. Это необходимо затем, чтобы в каталитическом нейтрализаторе, расположенном после λ-зонда по ходу выхлопа, эффективно происходила химическая реакция нейтрализации токсических веществ. К таким веществам относятся, присутствующие в выхлопе СО, СН и NOх.

Самые современные автомобили могут иметь несколько λ-зондов, установленных как до катализатора, так и после него. Информация от этих датчиков помогает контролировать эффективность катализатора. Неисправность λ-зонда приводит к некорректной регулировке впрыска и, как следствие, к повышенному расходу топлива или к потере мощности двигателя.

Выход из строя λ-зонда

Как и любое другое устройство λ-зонд имеет отведенный ему ресурс. Срок его эксплуатации зависит от различных факторов, и находится в достаточно широком диапазоне – 60-150 тыс. км. пробега автомобиля. По идее, в частности производителей, датчики кислорода должны заменяться согласно регламенту. Так, например, в современных моделях ВАЗа рекомендуется производить плановую замену λ-зонда каждые 80 тыс. км. Однако так почти никто не делает – ждут полной поломки (у нас, по крайней мере).

Справедливости ради стоит отметить, что даже некорректная работа системы впрыска – это еще не гарантия выхода из строя λ-зонда. Его чувствительный элемент, если загрязнится, может давать неправильные показания. После очистки, устройство снова работает корректно. Однако устройству регулирующему подачу топлива безразлично состояние датчиков кислорода. Ему нужны только их показания, на основе которых будет дозироваться топливо. расположение лямбда-зондаИ если λ-зонд дает неправильную информацию, то расход топлива может повыситься на 15 %. Повышаются также и процентные содержания токсинов в выхлопе. Узнать состояние λ-зонда можно и нужно, проходя очередное техническое обслуживание. Своевременная замена датчиков оградит от неожиданных сюрпризов с работой двигателя. И это касается только относительно новых автомобилей, моторы которых не берут масла. В старых двигателях проверять датчики кислорода необходимо еще чаще.

Правильная эксплуатация

Современные λ-зонды являются высокотехнологичными электронными устройствами, которые, не смотря на это, могут выйти из строя при экстремальных условиях эксплуатации. Например, все датчики, кроме титановых, имеют в основании корпуса отверстия для сравнения наружного воздуха. Если эти отверстия будут загрязнены, то датчик начнет работать некорректно. Бывает, что λ-зонд, расположенный в выпускном коллекторе засоряется при мойке днища автомобиля или при переезде глубокой лужи вброд. На чувствительный элемент λ-зонда также могут повлиять некоторые агрессивные топливные присадки.

Кстати, чувствительный элемент чувствителен не только к кислороду, но и в буквальном смысле к различным химическим соединениям. К сожалению, многие, пагубно влияющие на него вещества, нередко содержатся в выхлопных газах. Некачественное топливо, присадки моторных масел, попадающие в камеру сгорания, нефтяные отложения выделяют вредные для чувствительного элемента пары.

Ремонт кислородного датчика

Замена лямбда зонтаПри выходе из строя датчика кислорода лучше всего производить его замену. Но в силу его немалой цены, гаражные Кулибины не могли оставить этот узел без своего «всеумелого» внимания. Руководствуясь логикой вещей, они при помощи ортофосфорной кислоты (преобразователь ржавчины) растворяют нагар на чувствительном элементе λ-зонда и, тем самым, дают ему вторую жизнь. Но, как правило, недлинную... Естественно, что далеко не всегда промывка помогает, особенно если дело не в загрязнении элемента.

Если полумеры – не ваш стиль решения проблем, то производите своевременную замену данного устройства в установленные регламентом сроки, и тогда проблема испорченного λ-зонда не будет для вас существовать. На рынке сегодня присутствует достаточно широкий выбор датчиков кислорода. Это продукция BOSH, DENSO и прочих известных брендов. Сразу после замены λ-зонда рекомендуется пройти проверку выхлопных газов на посту диагностики. Дело в том, что катализатор со временем начинает хуже справляться со своей функцией, поскольку слой платины в его сотах выгорает. Но это уже тема отдельной статьи.

04.11.2010
Автор текста: М. Тамилин