Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Отношения с автосервисом и права потребителя

К сожалению, жизнь автолюбителя связана не только с наслаждением от вождения, но и целым рядом проблем, касающихся ремонта и обслуживания. И нередко случается так, что общение с автосервисом превращается в борьбу с ветряными мельницами, в которой теряются деньги, нервы и время.

В идеале сервис должен работать как часы: отдал автомобиль, заплатил деньги, получил автомобиль в исправном состоянии, и никаких претензий. Но реальность далека от идеализма, а гипотетические «часы» часто опаздывают или вовсе останавливаются.

Поломка автомобиля – это неприятность, но вот его некачественный ремонт, за который было заплачено как за качественный – это уже беда. Как заставить автосервис исправить свою ошибку и кто заплатит за доставленные неудобства? Ответ на этот вопрос можно найти, внимательно ознакомившись с правами потребителя, но иногда добиться их исполнения бывает себе дороже.

Гарантийный ремонт в срок. Помните юмористический номер А. Райкина: «колесы, насосы, опять колесы…», – так король юмора иллюстрировал один из излюбленных приемов всех бюрократов – затягивание. Вам говорят, приходите завтра, а потом появляются какие-то вымышленные обстоятельства, и приходить нужно уже через три дня и т.д. Время идет, а клиент послушно ходит на поклон в назначенное время. Так часто случается, когда автосервис берется исполнить свои гарантийные обязательства. Но бесконечно это длиться не может. Закон «О защите прав потребителей», в частности, п.1 ст.20 ЗЗПП четко оговаривает срок устранения недостатков товара – максимально 45 дней. Согласно п.2 ст.23 этого закона при невыполнении своих обязательств в указанный срок потребитель в праве требовать:

  •  замены товара на такой же, но новый; 
  •  замена товара на аналогичный, но с пересчетом стоимости; 
  •  разрыва договора купли-продажи. 

И это еще не все. Согласно п.1 ст. 23 ЗЗПП дилер обязан выплатить пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый просроченный день. Это означает, что в случае судебного разбирательства, дилер рискует при затягивании процесса на 100 дней выплатить потребителю стоимость нового автомобиля. Но это, разумеется, если вы выиграете суд. Да и то, неустойка может быть откровенно несопоставимой с вашими расходами на адвоката. Таким образом, связываться с судом выгодно, только если есть высокая вероятность того, что вам действительно дадут новый автомобиль взамен ненового и к тому же поломанного.

Ремонт за свой счет. Здесь дела обстоят несколько сложнее, чем с гарантийным ремонтом. Законодатель нигде не указал конкретных сроков ремонта, а обязывал лишь сами сервисы указывать эти сроки при заключении договора. Но этот самый договор автосервисы далеко не всегда заключают, а потому и спросить потом с них что-либо сложно. Поэтому, если мы хотим влиять на ход ремонта, то нужно требовать составления договора или хотя бы заказа-наряда. Это даст нам полное право требовать от исполнителя возврата 3% от суммы ремонта за каждый просроченный день. Чуть больше месяца просрочки и ремонт вам должен обойтись бесплатно (п.5 ст.28 ЗЗПП). Однако для этого, в договоре обязательно должна быть указана цена ремонта.

Если же вы не заключили сразу договор с автосервисом, то по идее это можно сделать и в процессе ремонта автомобиля. Если руководство автосервиса откажет в заключении договора, то вы вправе согласно п.1 ст.28 ЗЗПП забрать свою машину, не заплатив ни копейки, даже если какой-то ремонт уже будет выполнен. Однако на деле своим правом вам вряд ли дадут вот так просто воспользоваться. Здесь без полиции не обойтись. И опять нервы, «времяденьги»… Поэтому, рецепт все тот же: заключайте договор с автосервисом сразу (обязательно с указанием цены ремонта и сроков), чтобы избежать пустых споров и долгих разбирательств.

Ремонт по КАСКО. В данном случае, чтобы оградить себя от бесконечных переговоров в формате «колесы-насосы» надо постараться не отдавать автомобиль, если у сервиса нет в наличии необходимых для ремонта деталей, список которых составлен после дефектовки. Об этом сначала нужно вежливо поинтересоваться, а, уже выяснив положение дел, предложить поставить машину в бокс, как только детали придут. В таком случае автосервис не сможет кормить вас отговорками типа «ждем поступления деталей». С другой стороны и отказаться от вашего предложения автосервис не сможет, т.к. на то у него не найдется вразумительных оснований.

А вот если машину отдать сразу, то есть риск надолго лишиться средства передвижения. Автосервис может сколько угодно долго «ждать детали», а вы не сможете подать на него в суд, т.к. для иска потребуется независимая экспертиза автомобиля, который находится в «плену» у ремонтников.

23.03.2012
Автор текста: М. Тамилин