Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Антифриз: правильное обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения двигателя автомобиля включает в себя радиатор, водяной насос, термостат и собственно охлаждаемый контур, который охватывает головку и рубашки цилиндров. У обывателей часто складывается ложное мнение, что данная система не является жизненно важной, и в этом их глубокое заблуждение. Если двигатель не будет охлаждаться, то ему очень скоро придет конец.

Все эти прописные истины многим знакомы еще с автошкольной скамьи, однако почему-то находятся автомобилисты, упорно игнорирующие элементарные правила эксплуатации автомобиля. Они летом смело льют в систему водопроводную воду, предпочитают по несколько лет не менять антифриз, ездят с протекающими шлангами и с закипающими моторами. Результат таких недальновидных действий всегда один – убитый мотор.

Видимо людям мало сказать «нельзя» – надо еще и растолковать, почему именно надо придерживаться инструкций по обслуживанию и эксплуатации системы охлаждения.

Начнем с того, какая жидкость должна циркулировать в системе охлаждения. Кто любит смотреть фильмы про войну, то наверняка помнит, как водители полуторок часто заливают в радиатор воду из речки или колодца. И так действительно было… но надо понимать, что это война, где нет иного выхода. Мы же живем в мирное время, поэтому нам не составляет труда заехать в автомагазин, коих на каждом углу десяток, и купить концентрат антифриза и дистиллированную воду или готовый к применению продукт. Тем не менее, находятся люди, которые предпочитают добавлять воду из-под крана. Их логика проста: зачем тратить деньги, если и на воде система справляется со своей функцией.

Однако не все так замечательно. Дело в том, что антифризы, хотя означают буквально незамерзающие жидкости, но также рекомендуются и при летнем использовании. Они обладают антикоррозийным эффектом и обладают некоторой вязкостью, которая своими смазывающими свойствами продлевает жизнь механизму водяного насоса.

Антифриз или тосол? Этот вопрос часто является причиной жарких диспутов среди автолюбителей. Однако он изначально абсурден, т.к. тосол является частным случаем атифриза. Антифриз – это ни что иное, как общее название незамерзающих жидкостей. Можно сказать, что у пчелы или осы в крови присутствует антифриз, помогающий насекомым успешно перезимовать. Тосолом сегодня по привычке называют любой антифриз, но на самом деле это марка антифриза, разработанная в СССР на основе этиленгликоля. Таким образом. спорить о том, что лучше антифриз или Тосол – это то же, что спорить что лучше: молокопродукты или молоко.

Большинство импортных антифризов тоже производятся на основе этиленгликоля. Это вещество очень токсично и при попадании внутрь вызывает серьезные отравления. Чтобы предотвратить случайное принятие внутрь антифриза, производители окрашивают концентраты в яркие цвета, а некоторые еще и делают их горькими на вкус (изначально гликолевые соединения сладкие на вкус).

Другой класс антифризов производится на основе пропиленгликоля. Такие антифризы менее токсичны по сравнению с этиленгликолевыми, однако имеют более низкую температуру кипения.

Концентрированные антифризы необходимо разбавлять только дистиллированной водой. Возникает вопрос: почему не обычной, из-под крана? Все дело в том, что обычная вода, не прошедшая дистилляцию, содержит растворенные соли жесткости, которые имеют свойство откладываться на горячих поверхностях, с которыми контактируют. Наглядный пример – известковый налет в чайнике. Точно таким же налетом покроется изнутри и вся система охлаждения. Однако чем это плохо? А тем, что отложения солей жесткости плохо проводят тепло, а значит, эффективность охлаждения будет падать. Двигатель станет плохо отдавать тепло охлаждающей жидкости, а радиатор не будет успевать охлаждать ее. В итоге двигатель перегреется и выйдет из строя.

Дистиллированная вода не содержит солей жесткости, поэтому налету в системе неоткуда взяться. Чтобы оградить металлические детали, контактирующие с антифризом, от химической коррозии, в антифризы вводят специальные антикоррозийные добавки. Но эти добавки не вечны и способны защитить мотор и радиатор максимум на 2 года. Вообще же рекомендуется менять антифриз ежегодно. Однако многие автолюбители забывают или нарочно не производят замену охлаждающей жидкости вовремя, чем наносят непоправимый ущерб двигателю и радиатору.

При очередной замене антифриза рекомендуется использовать специальную промывку, которая удалит возможный налет на всех внутренних поверхностях системы охлаждения. Не исключено, что налет солей жесткости присутствует и в тех системах, куда наливался только фирменный антифриз и только дистиллированная вода. Но, простите, откуда же соли? Дело в том, что необходимость долить воды в расширительны бачок чаще возникает на трассе, а там, как известно, процветает торговля самым различным фальсификатом. Очень часто даже в некоторых магазинах можно нарваться на обычную воду вместо дистиллированной. К сожалению, отличить дистиллированную воду от недистиллированной может только специальное оборудование, которое у автолюбителей, как правило, отсутствует. Отсюда вывод: покупайте дистиллат только у проверенных продавцов. Кстати, сегодня у многих дома имеются фильтры обратного осмоса, которые очищают воду на 99, 9% от любых примесей. Такой водой можно смело разбавлять концентрат антифриза. Доливать ее в аккумуляторы не рекомендуется – может замкнуть, а вот в систему охлаждения – вполне.

Некоторые вместо фабричных промывок для системы охлаждения используют различные самодельные смеси, например, на основе уксусной эссенции. Теоретически кислота должна растворить щелочной налет, однако зачастую этого не происходит в желаемом объеме. Чтобы уксус разъел накипь, ему понадобится несколько суток. Фабричные промывки намного активнее и эффективнее, и к тому же абсолютно безопасны для деталей двигателя.

Вот собственно мы дали ответы на главные вопросы, которые по нашему мнению должны вразумить незадачливых автолюбителей:

  •   выполняйте своевременную замену антифриза; 
  •  используйте промывку; 
  •  не добавляйте воду неизвестного происхождения. 

Если придерживаться этих трех правил, то системе охлаждения вашего автомобиля не будет ничего угрожать.

15.07.2013
Автор текста: М. Тамилин