Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Как открутить заржавевшую гайку?

Изобретение винта, содержащего в себе также и идею резьбового соединения, приписывают Архимеду. Однако этот великий изобретатель не оставил потомкам учения о том, как открутить ржавую гайку. Видимо, потому что первые винтовые соединения были деревянными, и их было тяжелее закрутить, чем открутить. С металлом все обстоит иначе…

Проблема откручивания ржавых гаек в большей степени характерна для довольно старых автомобилей. Перед механиками зачастую стоит задача не просто разблокировать винтовое, болтовое или шпиличное соединение, а сделать это так, чтобы и резьба и деталь осталась целой. Помешать этому может коррозия или ограниченный доступ к резьбовому соединению. Легкость откручивания болтов и гаек во многом зависит также и от материала, из которого они изготовлены. Больше всего проблем доставляет «сырая», мягкая, дешевая сталь с низкой коррозийной устойчивостью.

Как известно, ржавчина имеет больший объем, чем металл, из которого она образовалась за счет соединения с кислородом. Окислы железа, образующиеся в резьбовом соединении, распирают его и заклинивают. Детали соединения, как бы, прорастают друг в друга. И пока отложения окислов не разрушатся, гайка не повернется ни на градус. Нередко эти окислы настолько прочны, что слабым местом оказывается стержень болта или шпильки.

Как открутить ржавую гайку? Если резьбовое соединение не поддается разборке штатными инструментами (ключ, головка), то не стоит оказывать сверхусилия, удлинив рычаг. С большой вероятностью это приведет к слизыванию граней гайки, срыву резьбы или сворачиванию стержня болта или шпильки.

Откисание. Специалисты рекомендуют для начала смочить соединение проникающими жидкостями (WD-40, тормозная жидкость, керосин, ДТ). Однако следует понимать, что проникающая способность перечисленных веществ не бесконечная. Если резьба длинная, то от них толку будет мало. Тем не менее, для короткой резьбы процедура «откисания» в подавляющем количестве случаев оказывается эффективной.Охлаждение резьбы льдом

Нагрев и охлаждение. При нагревании тела расширяются, и это свойство может быть использовано для расклинивания резьбового соединение. Но многие греют неправильно, отчего соединение не разблокируется. Как и что греть – зависит от сочетаний металла и конструкции соединения. Нередко стальные шпильки ввернуты в цветнометаллический корпус детали. Если греть шпильку – ее заклинит еще сильнее. Поэтому необходимо греть то, во что она ввернута. Причем делать это нужно быстро, чтобы шпилька не успела разогреться. В то же время необходимо учитывать, что температура плавления сплавов алюминия ниже, чем стали! Поэтому здесь важно не переусердствовать. Оригинальный способ разблокировки резьбы – охлаждение болта или шпильки льдом. Однако сильнодействующим его не назовешь, поскольку разница температур льда и металла слишком мала.

Если не откручивается стальная гайка на стальной шпильке, то греть нужно гайку. Греют газовой горелкой быстро и докрасна. Как только гайка покраснеет сразу нужно пробовать ее открутить. Когда температура гайки и шпильки сравняется, действовать будет уже поздно. Чтобы быстро нагреть гайку, понадобится мощная горелка. Проделать это «зажигалкой» даже не пытайтесь – напрасно потратите время.

Слом гайки гайкорезомМеханические приемы разборки. Если резьбовое соединение никак не поддается разборке, то остается его тем или иным образом разрушить. Шпильку или болт заменить сложнее, поэтому чаще всего жертвуют гайкой. Целесообразно дать гайке последний шанс: хорошенько простучать молотком со всех сторон. Под воздействием ударов окислы в резьбе могу частично разрушиться, и гайка пойдет. При простукивании важно подкладывать тяжелый молот с обратной стороны, чтобы не повредить шпильку или корпус детали.

При сильном воздействии, например ключом с удлиненной ручкой, гайка может провернуться на резьбе. Она будет крутиться, но при этом оставаться на месте. В таком случае ее придется только срезать. При наличии свободного доступа гайку режут угловой шлифмашиной (болгаркой). А вот если болгаркой к гайке не подобраться, то на выручку приходит гайкорез – специальное приспособление, заменяющее зубило и молоток. Наконец, если под рукой нет ни того, ни другого – можно попытаться выполнить разрез вручную ножовочным полотном. Но работа эта долгая и крайне неудобная, под силу, пожалуй, только графу Монте Кристо. Но не будем забывать, какой сегодня век. В продаже имеются граверы, которые помогут перетереть гайку в недоступном месте гораздо быстрее.

При разборке узлов с проблемными резьбовыми соединениями необходимо оценить степень их коррозии. Не стоит мучаться с откисанием и нагревом гаек, если они потом пойдут в металлолом. Ради экономии времени такие гайки надо сразу резать гайкорезом или болгаркой. Если шпилька еще послужит, то действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу зубилом или шлифовальным кругом.

20.09.2013
Автор текста: М. Тамилин