Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Обкатка двигателя

При обкатке нового двигателя или только что прошедшего капитальный ремонт необходимо придерживаться особого режима эксплуатации. В этот период не допускаются перегрузки, высокие обороты, и экстремальный стиль вождения. Рекомендованная продолжительность обкатки – от 2000 до 4000 км. пробега. Это следует понимать буквально, не допуская всякого рода самодеятельности.

Некоторые автовладельцы полагают, что мотору лучше проходить обкатку на холостых оборотах. Ведь если даже производитель требует, чтобы автомобиль во время притирки деталей не подвергался перегрузкам, то не лучше ли максимально облегчить ему этот процесс… Если рассуждать с точки зрения логики обывателя, то напрашивается положительный ответ. Однако на самом деле такой подход абсолютно невежественен и неверен. Объясню популярно, откуда взялось такое категорическое мнение.

Начнем с того, что обкатка нужна отнюдь не всему двигателю, а только трущейся паре кольцо-гильза. Все остальные детали, включая шейки коленвала и вкладыши, с самого начала работают в нормальном режиме (режиме рабочего износа) и притирки не требуют. А вот кольца должны притереться, чтобы обеспечить этим максимально плотное прилегание к стенкам цилиндра. Многие думают, что обкатка нужна для того, чтобы кольца повысили компрессию. Отчасти это так, но компрессия в данном случае – далеко не главный фактор.

Одна из важнейших функций поршневых колец заключается в отводе тепла от поршня в сторону цилиндра, который охлаждается принудительно. И чем плотнее кольцо будет прилегать к этим стенкам, тем лучше будет охлаждаться поршень. Последнему перегреваться никак нельзя. Температура плавления алюминиевого сплава, из которого изготовлен поршень, составляет около 670°С. Это достаточно высокая температура, особенно учитывая то, что наиболее разогревающаяся точка поршня – центр – в норме может нагреваться до 300-350°С. Однако, для того чтобы поршень прогорел совсем не обязательно разогревать его до температуры плавления. Размягченный алюминий может продавиться механически под воздействием высокого давления, которое образуется в момент взрыва топливно-воздушной смеси. Одна из причин такой ситуации – плохо притертые или «подгоревшие» кольца.

Теперь поговорим о самих кольцах. Они могут иметь различную конструкцию, при этом достаточно сложно сказать, какая из них лучше. Не зависимо от конструкции кольца, на него возлагается, кроме всего прочего, отвод минимум 50-55% тепла от поршня. Остальное тепло отводится через жировые пояса, юбку поршня и шатун. Как уже было упомянуто, чем плотнее кольцо прилегает к стенкам цилиндра, тем лучше оно работает как теплоотвод. Если кольцо плохо притерлось, то между ним и стенками цилиндра будут прорываться газы, т.е. в определенные моменты непосредственны контакт с цилиндром будет отсутствовать. Речь идет, конечно, об очень маленьких зазорах и временных промежутках, однако эти «мелочи» в состоянии нагреть кольца до такой степени, что они потеряют свою изначальную упругость. В результате их прилегание станет еще хуже. И дальше на очереди перегрев поршня, а в самом неприятном случае – его прогорание.

Но есть и хорошие новости. Создаваемое в камере сгорания высокое давление, заставляет кольца сильнее прижиматься к стенкам цилиндра. И чем оно выше, тем сильнее будет этот прижим. Таким образом, даже подожженные кольца на высоких оборотах при хорошей нагрузке будут отлично отводить тепло, не пропуская при этом газы в картер. Однако стоит сбросить обороты, и все проблемы возвращаются вновь.

Чтобы кольца оставались упругими и вышеописанная ситуация не стала актуальной для вашего двигателя, необходимо производить обкатку преимущественно в режиме трассы на скорости 50-70 км/ч. Продолжительность такой обкатки составляет минимум 2 тыс. км. При этом нельзя возить большие грузы, тянуть прицепы, буксовать и давать высокие обороты на нейтральной. В этой связи, очевидно, что двигатели автомобилей с автоматической трансмиссией защищены больше. Они всегда тормозят двигателем, и в этом их преимущество. Впрочем, никто не запрещает делать это и на машинах с «механикой», тем более что торможение двигателем является технически обоснованным способом нормальной эксплуатации автомобиля.

Один из мифов на счет обкатки автомобиля связан с моторным маслом. Некоторые автолюбители (а иногда и автомеханики) утверждают, что обкатку лучше проводить на минеральном масле. Обосновывают они это тем, что плохое масло позволит быстрее притереться деталям. И это абсолютное заблуждение. Масло при обкатке должно быть максимально качественным, поскольку именно в этот период присутствует наибольший риск задиров и неравномерного износа. Более того, специалисты рекомендуют во время обкатки использовать не только высококачественные синтетические масла, но и добавлять в них антифрикционные добавки, увеличивая срок обкатки на 1 тыс. км. Чем более плавно происходит притирка, тем качественней она будет.

14.02.2014
Автор текста: М. Тамилин