Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Ремонт автомобиля

Технологические зазоры в двигателе

В механике всем трущимся парам принято оставлять определенный зазор. Без этого зазора невозможна нормальная работа механизма продолжительное время. Современный двигатель представляет собой конгломерат довольно сложных механизмов, взаимодействующих друг с другом. И это не только огромное количество трущихся пар, но и столько же точных зазоров, нередко взаимодействующих между собой.

Тепло в трущихся деталях распределяется неравномерно. Даже одна деталь где-то теплее, а где-то холоднее. Блок цилиндров, головка, поршни и многие другие детали имеют особую геометрию, которая нацелена на упреждение последствий температурного расширения металлов. Задача инженеров усложняется еще и тем, что у каждого сплава собственный коэффициент теплового расширения. Все это должно быть учтено не только при расчете зазоров, но и при сборке двигателя.

Зазоры между деталями двигателя рассчитываются для его рабочей температуры. Соответственно при переходных или аномальных температурах зазоры не оптимальны. Проще говоря, «на холодную» зазоры слишком большие, отчего в моторе появляются посторонние звуки; а при перегреве зазоры могут исчезнуть совсем, и тогда детали начинают интенсивно изнашиваться или даже заклинивать. Это означает, что чем дольше происходит прогрев двигателя, тем больше износ трущихся пар. Именно поэтому специалисты и не рекомендуют прогревать машину на холостых оборотах. Лучше, немного подождав после старта двигателя, начинать потихоньку движение.

Сразу после холодного пуска в двигателе слышаться кратковременные стуки, возникающие по причине избыточных зазоров. Эти звуки были бы еще громче, если бы повышенная вязкость холодного масла. У двигателей, ресурс которых на исходе, «холодные шумы» могут быть очень значительными.

Зазоры и люфты встречаются не только в двигателе, но и в других механизмах. Например, у некоторых авто с гидроусилителем руля (ГУР) при выключенном двигателе могут появляться стуки в рулевом механизме. Эти стуки не являются показательными, поскольку гидроусилитель работает только при включенном двигателе. А вот стук ремня ГРМ может свидетельствовать об износе гидрокомпенсаторов. Когда мотор нагревается до рабочей температуры, эти стуки либо полностью исчезают, либо становятся минимальными.

С термическими расширениями связаны и шумы, не имеющие отношение ни к двигателю, ни к трансмиссии. В мороз, пластик в салоне сжимается и первое время, пока салон не прогреется, может сильно скрипеть. В дорогих автомобилях данное явление – редкость, поскольку их производители позаботились о последствиях избыточных зазоров. А вот в «китайцы» и отечественные авто грешат этим не на шутку.

По мере износа деталей зазоры многих механизмов увеличиваются. Где-то их можно регулировать, где-то они компенсируются автоматически, а в иных местах просто становятся избыточными. Такие детали нужно менять, тем более что проблему представляет не только шум.

Необходимо отличать естественные шумы, вызванные технологическими зазорами, и шумы проблемные. Если стучит в ходовой части, то, скорее всего, ремонта не миновать. Это могут быть шаровые опоры, испытывающие серьезные нагрузки, амортизаторы, рулевые тяги, сайлент-блоки, тяги стабилизаторов поперечной устойчивости (по нашим дорогам они вообще ходят не долго). Откладывать ремонт ходовой ни в коем случае нельзя. Даже небольшой стук или скрип может обернуться трагедией! В ходовой части все зазоры заполнены резиной, поэтому любые шумы в ней являются априори аномальными.

В конструкции автомобиля есть немало мест, где зазоры не предусмотрены. В качестве примера можно привести шлицевое соединение валов. На заводе при сборке шлицы обязательно должны смазываться консистентной смазкой, которая предохраняет их от коррозии. Если при ремонте автомобиля не нанести на шлицы смазку (распространенная ошибка), то может образоваться коррозия, и они начнут расшатываться. Ржавчина плюс люфт под большой нагрузкой в итоге сделают свое дело – шлицы слижутся и придется менять сразу две детали, если не целый узел.

Усиливающийся стук, как правило, предвещает скорые проблемы. Не стоит дожидаться, пока стук «наружу вылезет» сам. Обычно он это делает, прихватив с собой пару «товарищей», которые еще больше облегчат кошелек автовладельца. На автостанции не любят искать «упрямые» источники шума. Если причина не на поверхности и не обнаруживает себя при диагностике, то от таких клиентов пытаются поскорее отделаться под любым предлогом. Как правило, стараются успокоить, мол, ничего страшного, жизненно важные узлы вне подозрения и т.д. Однако при работе исправного автомобиля никаких посторонних шумов быть не должно. Поэтому нужно искать более компетентных специалистов на других станциях, которые смогут обнаружить источник шума и устранить его причину.

04.04.2014
Автор текста: М. Тамилин