Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

ESP - система стабилизации автомобиля спасает жизни

Систему стабилизации Elektronischen Stabilities Program, сокращённо ESP, разработала фирма Bosch в начале 90х. И по сей день, она стоит в одном ряду с такими системами, как ремни безопасности, ABS, и подушки безопасности. Первым серийным автомобилем с такой системой, стал знаменитый «шестисотый» Mercedes S 600. Мощный и шикарный автомобиль, теперь смог противостоять заносам.

Однажды, один журналист во время тестов, перевернулся в маленьком Mercedes класса А. Эта авария, послужила толчком к внедрению в серийное производство ESP. Теперь по современным стандартам, машина не должна переворачиваться в резком повороте. Переворот возможен лишь от удара колёсами о препятствие. С тех пор эта система устанавливается на все автомобили Mercedes А класса. Вообще, эта система исправляет ошибки не конструкторов автомобиля, а водителей. По некоторым данным, число смертельных исходов при обычных авариях с участием автомобилей оснащённых ESP уменьшилось на 43%, а при одиночных столкновениях на 56%. Одиночная авария, когда водитель не справился с управлением, часто происходит из за высокой скорости вхождения в поворот, либо при слишком крутом манёвре. По другим данным, вероятность переворота со смертельным исходом уменьшилась на 77%, а на внедорожниках на 80%. Один немецкий авто-журнал, опубликовал такие данные: Число аварий с плачевными исходами, на Мерседесах оборудованных системой стабилизации снизилось с 15 до 5%. Страховые компании Германии сделали вывод, что в 35-40% аварий со смертельным исходом, можно было бы избежать жертв, если бы на машинах была установлена ESP. Это значит, что в 40000 аварий, люди могли не пострадать и 1100 человек не погибли бы.

Системой ESP оборудуется около 56% из 256 моделей и 37 марок выпускаемых сегодня автомобилей в Германии. В Швеции 85% автомашин оборудованы ESP. В Германии 72%. Многие владельцы машин заказывают эту систему в качестве дополнительного оборудования. На фирменном полигоне Bosch, эту систему проверяют так: разгоняют машину и описывают окружность в скоростном повороте, причём часть его покрытия очень скользкая. Наезжая на него, колёса у автомобиля теряют сцепление с дорогой и как ни странно ничего не происходит. Авто движется по ранее заданному радиусу. Эта система в основном полезна для неопытных водителей. Система стабилизации присутствует практически на всех на всех автомобилях бизнес класса и класса люкс. Как известно такими автомобилями управляют в основном водители с большим стажем. Новички же чаще всего садятся за руль автомобилей малых классов, а из них всего 6.7% серийно оснащаются системой стабилизации. Установить на автомобиль ESP можно только за дополнительную плату и то не на все модели. На дорогах Германии автомобилей малых классов с ESP всего 20%.

Не хотите крутиться на дороге?

Система ESP предотвращает возникновения сноса или заноса, лучше водителя. Но она не сможет изменить законы физики. Поэтому если машину бросить в скользкий поворот, то тут даже система стабилизации будет бессильна. ESP исправляет последствия от ошибок водителя, но она не в силах исправить сильное превышение скорости. Безопасность человека зависит прежде всего от него самого. Так как же работает эта система?

Проскальзывание одного из колёс, может привести к заносу машины. В этом случае включается система и притормаживает одно из колёс, предотвращая дальнейшее скольжение. Если машина отклоняется от курса, сенсоры это выяснят. Данные об угловых и поперечных ускорениях сравниваются с количеством оборотов колёс, и при необходимости тормозит одним или несколькими колёсами. А так же понижает обороты двигателя, если водитель не сразу заметил скольжение.

Система ESP работает совместно с ABS, поэтому тормозное усилие может быть разным для каждого колеса, именно в этом заключается принцип действия Анти Блокировочной Системы. Специалисты советую отключать ESP при движении на цепях, по снегу или песку, а так же при буксовании машины. Производители Мерседесов считают, что отключать систему будут только в таких ситуациях. Во время движения в мороз, шины немного нагреваются и при стоянке, лёд, оказавшийся под колёсами, начинает подтаивать, образуя маленькую лунку. Из за этого машина может буксовать буквально на ровном месте. Можно газануть и выехать из ловушки, но педаль газа внезапно становится непослушной. Двигатель не набирает обороты. Вам придётся отключить ESP, чтобы выехать.

Не рекомендуется отключать систему стабилизации даже в обычном режиме езды. Многие любители быстрой езды жалуются, что подобная электроника мешает проходить поворот в заносе. Противники такого электронного «ограничителя», не правы. Система включается только при излишнем скольжении. Если система не включается в работу, значит вы едете по правильной траектории. При спокойной езде так же не следует отключать ESP. Всё таки это неплохая страховка от неожиданностей. На немецких автомобилях ESP отключается двумя действиями. В начале отключается Traktionskontrolle, а затем и вся ESP полностью. У автомобилей Porsche система стабилизации, хотя и отключается, но работает как бы в следящем режиме. Если водитель совершил ошибку при повороте, система сама включится и исправит ситуацию. Впрочем не все автопроизводители идут на поводу у «горячих» водителей. На автомобилях Opel, ESP не отключается в принципе.
 

13.04.2009
Автор текста: Пасечник Ольга