Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

Шпаргалка: вспомогательные системы внедорожника

Купили внедорожник. На панели много опциональных кнопок, зашифрованных не совсем понятными символами и совсем непонятными аббревиатурами. Начинаем разбираться. Информации много, она сложная и путанная, и хорошо, если это ваш третий «джип». А если вы новичек?

Вот именно для новичков в этом материале будет сделана попытка создать что-то наподобие развернутой шпаргалки, которая может стать промежуточным звеном между теорией и практикой. Итак, разберемся с всевозможными вспомогательными системами и устройствами современных внедорожников.

EDC, CDC, DCC, Magnetic Ride, PASM – под этими обозначениями подразумевается наличие амортизаторов с непрерывной регулировкой жесткости. Обычно на внедорожниках амортизаторы имеют мягкую настройку, но когда колесо проваливается в яму, то из-за излишней мягкости детали подвески могут резко ударяться о буфер. Magnetic Ride непрерывная регулировка жесткости амортизаторовЧтобы такого не случалось, при большой амплитуде работы амортизатора за доли секунды его настройка меняется на жесткую. Кроме того, жесткость амортизаторов может изменяться и при других обстоятельствах – все зависит от команд систем, контролирующих динамику. Селектор настройки данной опции, как правило, имеет три положения – Auto, Comfort и Sport.

Adaptive Drive, РDСС – активный стабилизатор поперечной устойчивости. От обычного стабилизатора он отличается наличием муфты, управляемой электроникой. В зависимости от ситуаций муфта делает стабилизатор жестче или мягче. Так, на поворотах жесткость увеличивается по мере нарастания бокового ускорения, благодаря чему уменьшается крен автомобиля. Данная опция также помогает предотвратить заносы и сносы машины.

KDSS – стабилизатор поперечной устойчивости с гидравлической связью. Здесь речь идет о связи переднего и заднего стабилизатора, которая может пригодиться на поворотах для уменьшения крена. На бездорожье электронный блок максимально уменьшает связь между передним и задним мостом.

ASBS – отсоединяемый стабилизатор поперечной устойчивости. Данное устройство применяется в Jeep Wraпgler. Оно дает возможность водителю в условиях бездорожья нажатием одной кнопки полностью исключить взаимозависимость передней и задней оси.

Grade Logic Control больше знакома как адаптивная автоматическая трансмиссия. Это гидротрансформаторная АКП, способная увеличить тягу при преодолении подъемов на медленной скорости. Трансмиссия при выборе передачи в данном случае руководствуется комплексом данных, полученных от датчиков положения педали дросселя и тормоза, распознавая, таким образом, движется ли машина с горы или в гору.

EDS, XDS – передний дифференциал с электронной блокировкой. Данная система позволяет переднеприводным автомобилям проходить повороты не сбавляя газ, и при этом, не опасаясь, что машин собьется с траектории. Такой эффект достигается, благодаря согласованной работе тормозной системы, которая в нужный момент подтормаживает внутреннее колесо и заставляет механический дифференциал переложить большую часть крутящего момента на внешнее колесо, увеличивая этим поворачивающий момент. При этом важно помнить, что сила сцепления колес с дорожным покрытием не безгранична.Работа активного заднего дифференциала

Dynamic Performance Control, PТVPius, SportDifferential – активный задний дифференциал. Это устройство устанавливается на заднеприводные автомобили и повышает точность входа в поворот. Принцип действия заключается в увеличении передачи крутящего момента на внешнее, относительно центра дуги поворота, колесо.

DAC, DBC, HAS, HDC – поддержка постоянной скорости на спусках. Благодаря этой системе, которая автоматически подтормаживает разные колеса с необходимым усилием, водитель может полностью сосредоточиться на рулевом управлении. Скорость спуска на некоторых автомобилях, в частности, на Jeep Grand Cherokee можно замедлить до 1,6 км/ч. Данная опция, как правило, включается при выборе режима 4WD Low, и мгновенно отключается при касании педалей газа или тормоза.

ABS+, Multi-Terrain ABS, ABS off-road – это внедорожные настройки системы ABS. На бездорожье обычная антиблокировочная система ведет себя некорректно, сбрасывая давление приводов тормозов без надобности, принимая частые срабатывания подвески на отбой за потерю сцепления с дорогой. Специальные антиблокировочные системы учитывают факт отрыва колес от земли.

2WD, AUTO, 4WD LOCK, LOCK – режимы подключаемого полного привода с межосевым дифференциалом, предоставляющие возможность выбора варианта распределения привода. В режиме 2WD муфта выключена, и крутящий момент присутствует только на одной оси. Режим LOCK блокирует муфту, и крутящий момент распределяется поровну на каждую ось. В автоматическом режиме межосевой дифференциал готов отдать часть крутящего момента второй оси.

ASC+T, ASR, A-Trac, DTC, 1-RC – предупреждение пробуксовки ведущих колес. Эта система предупреждает самопроизвольный разворот заднеприводных автомобилей на мокрой дороге. В случае необходимости она подтормаживает пробуксовывающее колесо, а также тонко управляет углом открытия дросселя. На BMW ХЗ система ASC+T является адаптивной: если водитель не переходит грань сцепных возможностей шин, то система постепенно «привыкает» и становится менее строгой; если же водитель постоянно буксует, то система, срезая мощность, лишает его этого «удовольствия». Однако для переднеприводных авто данная опция невыгодна, т.к. лишает возможности выровнять машину, надавливая на газ. В данном случае предпочтительнее EDS.Внедорожник: помощь при трогании в гору

Gradient Acceleration Control, НАС, HAS, Hill Holder, Hill Start Automatic Hold, HS, Power Parking Brake – название систем помощи при трогании на подъеме. Здесь все просто – система не дает автомобилю катиться назад, и водителю не нужно проделывать сложные манипуляции. Ему предоставляется возможность сконцентрироваться на руле и педали газа.

ERM (Electronic Rollover Mitigation) – система предупреждения опрокидывания, работающая в связке с тормозной системой. В ситуациях, где складываются условия для опрокидывания автомобиля, ERM изменяет распределение тяги и берет под контроль скорость движения.

Rock-Trac (демультипликатор). Эта опция представляет собой понижающий ряд коробки передач и полезна, прежде всего, для тяжелых внедорожников. Силовые агрегаты не в состоянии обеспечить достаточный крутящий момент при низких оборотах, поэтому чтобы двигаться очень медленно, преодолевая сильное бездорожье, нужно понизить передаточное число трансмиссии. Для легкого кроссовера, который вероятно никогда и не увидит истинного бездорожья, вполне может хватить и возможностей хорошей автоматической коробки. А вот для настоящего вездехода демультипликатор просто необходим.Селектор выбора опций внедорожника

Terrain Select, Multi Terrain Select, Terrain Response – эти режимы изменяют характеристики проходимости и движения в соответствии дорожными условиями. При активации режима программа координирует работу всевозможных систем автомобиля. Водителю нужно только при помощи селектора включить нужный режим, который бы максимально соответствовал дорожному покрытию (асфальт, камни, снег, грязь и т.п.).

Airmatic, Air suspension, Ouadra-Lilt, PASM+ – пневматическая подвеска, состоящая из компрессора, пневмоэлементов и системы питания. При помощи пневмоподвески регулируется клиренс – уменьшается при движении по скоростной трассе и увеличивается на бездорожье. В некоторых пневмоподвесках имеется режим «Parking», при котором кузов автомобиля максимально опускается, облегчая тем самым посадку в салон и доступ в багажник.

DSC, DSTC, ESC, ESP, MASC, PSM, TSA, TSC, VDC, VDCS,VSA – системы динамической стабилизации. Борьба один на один с заносом для многих водителей является серьезным испытанием. Необходимо очень тонко понимать физические процессы и распределение векторов сил, действующих на автомобиль во время заноса. Все это решено поручить электронике, причем уже в ближайшем будущем системы динамической стабилизации станут такими же обязательными, как ABS. Алгоритмы осуществления стабилизации автомобиля, когда он стремится покинуть «колею», у разных автопроизводителей отличаются. Немецкие системы самые строгие, французские – помягче, а итальянские допускают максимальное участие водителя.

16.03.2012
Автор текста: М. Тамилин