Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

ABS (АБС): мифы и факты

В кругу бывалых водителей часто можно слышать самые разные мнения насчет необходимости антиблокировочной системы. Некоторые уверены, что без нее вполне можно обойтись, а кое-кто считает, что ABS даже может помешать в некоторых ситуациях эффективному торможению. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начиная с 2004 года, антиблокировочную систему в обязательном порядке стали устанавливать на все новые европейские автомобили. Данная опция существовала и раньше, но не в любых комплектациях. Сегодня многие водители, независимо от того, оборудованы их машины АБС или нет, знают расшифровку данной аббревиатуры. Однако далеко не все они могут правильно сформулировать преимущества антиблокировки.

Самое спорное заявление, которое можно слышать от водителей, касается того, что якобы АБС ухудшает торможение в экстренных ситуациях. Но «знатоки», сразу возражают, мол, эта система специально предназначена для таких случаев. И, тем не менее, это не совсем так. Более того, откровенно слабые места у АБС до недавнего времени действительно были. Отсюда и нарекания.

Принцип эффективного торможения лежит на поверхности. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться, что момент максимального торможения наступает пред самой блокировкой колеса. Как только колесо заблокируется, трение переходит от колодок к пятну соприкосновения покрышек с дорогой, а это уже совсем другие коэффициенты.

АБС создает такой режим работы тормозной системы, при котором в момент наступления полной блокировки колес, давление в тормозной магистрали снижается на столько, чтобы колесо (внимание!) не полностью отпускалось, а стало проворачиваться с максимальным сопротивлением.

Элементы системы АБСДля водителя работа АБС ощущается как характерное дрожание педали, сопровождающееся звуковой «дробью». В теории описание работы АБС выглядит более чем логичным. Однако это справедливо только для идеального дорожного покрытия. Если оно бугристое, то поведение АБС становится уже не таким безупречным. Дело в том, что на бугристой дороге при экстренном торможении колеса неизбежно будут зависать в воздухе, и система воспримет их как блокируемые. Следующее действие АБС в таких случаях – мгновенный сброс давления в тормозной магистрали практически до нуля, поскольку на «зависшее» колесо не оказываются силы встречного противодействия. Когда полностью разблокированное колесо снова коснется дороги, то АБС понадобится какое-то время, чтобы создать оптимальное давление в тормозной магистрали, но в следующий момент колесо снова может подпрыгнуть. Очевидно, что в таких случаях АБС работает неэффективно, и действительно увеличивает тормозной путь.

Данная проблема стоит весьма остро, и разработчики постоянно усовершенствуют алгоритм работы системы. Каждая новая версия АБС является более эффективной на неровной дороге. Современные системы уже позволяют эффективно тормозить практически независимо от качества покрытия.

Однако АБС нуждалась и в устранении других недостатков. Одним из них являлась непредсказуемость поведения автомобиля при торможении на снегу. При отсутствии АБС, на снегу при торможении блокируются все четыре колеса, начиная нагребать перед собой бруствер, который оказывает дополнительное сопротивление. Если в аналогичных условиях тормозить с АБС прежних версий, то тормозной путь окажется длиннее. Но после переработки алгоритма, электроника АБС успешно распознает раннюю блокировку, на основании делает выводы о состоянии дорожного покрытия. Если параметры покажут, что под колесами снег, то система дает колесу заблокироваться; оно нагребает небольшой бруствер из снега, после чего давление в тормозной магистрали ослабевает и колесо перекатывается через, созданный им же снежный бруствер, получая, таким образом, дополнительное встречное сопротивление. Затем весь цикл повторяется снова до полной остановки.

Зная все это, возникает вопрос: а как же ранние версии АБС смогли продержаться так долго, будучи столь несовершенными? Однако изначально АБС создавалась главным образом для того, чтобы сделать автомобиль более управляемым в экстренных ситуациях, а функция сокращения тормозного пути была вторичной. Дело в том, что пока колеса вращаются, автомобилем можно управлять намного эффективнее, чем когда его несет юзом. Рефлекторно многие водители в таких случаях пытаются выравнивать машину, работая рулем, но без АБС делать это бессмысленно.

Явное преимущество АБС – помощь при торможении на неоднородных покрытиях. Многим водителям известно выражение «поймал бровку» – это, когда при торможении правые колеса движутся по грязной обочине, а левые по асфальту. В такой ситуации при отсутствии АБС после блокировки колес возникнет вращающий момент из-за разных коэффициентов покрытия с левой и с правой стороны. Чтобы обеспечить автомобилю прямую траекторию, необходимо не дать блокироваться колесам, взаимодействующим с покрытием с меньшим коэффициентом сцепления.

В разговорах о АБС некоторые водители заявляют, что способны переиграть систему путем прерывистого нажатия на педаль тормоза и правильного выбора момента для таких «манипуляций». Вероятность этого отрицать нельзя. В принципе это реально, но под силу далеко не каждому профессионалу. Необходимо обладать не только хорошей подвижностью стопы, но и большим опытом вождения в сложных условиях, который можно добыть разве что в автоспорте.

07.12.2012
Автор текста: М. Тамилин