Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

Автомобильный клаксон: техника "вокала"

Первые автомобили не являлись скоростными, но они были намного тише экипажей, которые со страшным грохотом катились по мостовым на своих колесах, стянутых железными ободами. В XIX веке в Лондоне перед автомобилем должен был идти человек с красным флажком в руках и разгонять зазевавшихся пешеходов. Но так длилось недолго. Вскоре безлошадные экипажи получили клаксон.

Кстати оборудование транспортного средства звуковыми сигналами применялось задолго до изобретения автомобиля. Яркий тому пример – русская тройка с бубенцами. С одной стороны звон бубенцов являлся неким «музыкальным» сопровождением лихой прогулки, с другой – предупреждал об опасности. При этом по характеру звона можно было заблаговременно определить скорость тройки.

Однако колокольчики и бубенцы совершенно не идут автомобильному транспорту. Для подачи звукового сигнала сначала стали использовать так называемые «дудки» с резиновой грушей. Что собой представляет это устройство, знают даже дети, поскольку это самый распространенный тип сигнала на детских велосипедах. Кстати пневматические клаксоны изначально появились на велосипедах, а только потом получили распространение на автомобилях.

Слово «клаксон» греческого происхождения, и может быть переведено как «вой» или «гул». Ничего общего с русским словом «клацание» оно не имеет. Хотя, первые механические клаксоны для велосипедов и автомобилей скорее клацали, нежели гудели. Они состояли из пружинистой пластины и, взаимодействующего с ней зубчатого колеса. Впоследствии Томас Эдисон и Рис Миллер заставили зубчатое колесо вращаться с помощью электричества: для подачи сигнала водителю достаточно было надавить педаль. Этим они положили начало электрических звуковых сигналов.Шумовой клаксон

На современных автомобилях используются два типа сигналов: шумовой и тональный. Шумовые или безрупорные сигналы используют мембрану и электромагнит, возбуждающий ее колебания. В зависимости от упругости мембраны, частота ее колебаний составляет от 220 до 510 раз в секунду, порождая характерный звук. Чем выше частота колебаний мембраны, тем выше звук в музыкальном смысле. Низкие звуки, как правило, свойственны большим автомобилям, а маленьким – более высокие (тонкие) звуки. Для сравнения нота «ля» имеет частоту 440 Гц, т.е. характерна для колебания 440 раз/с.

Большой автомобиль с тоненьким звуковым сигналом будет выглядеть комично, как и маленькая машинка с сигналом солидного баса. Любопытно, что в некоторых странах, частота звука клаксона для каждой категории транспортных средств закреплена на законодательном уровне. Это сделано для того, чтобы по клаксону можно было определить размеры автомобиля. Остается только догадываться, зачем именно это нужно. Впрочем, низкие звуки передаются на более далекое расстояние, что может быть полезным для тяжелых машин, которым для экстренного торможения необходимо больше времени.

Тональный клаксонТональные сигналы аналогичны шумовым, но только роль резонатора там играет столб воздуха в трубке. Чтобы эта трубка была более компактной, ее заворачивают в спираль, прозванную «улиткой». Иногда трубка может быть согнута змеевиком.

В 80-90-х годах в СССР вошли в моду многотональные (полифонические) сигналы, которые проигрывали популярные мелодии, например, «Кукарача», «Контакт», «Ламбада» и др. Надо сказать, что пункт 7.8. ПДД запрещает оборудовать автомобили сигналами с чередованием тонов, что ставит музыкальные клаксоны вне закона.

Как применять клаксон? В Правилах дорожного движения прямо сказано, что «подавать звуковые сигналы в населенных пунктах запрещается, кроме случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие». Вне населенных пунктов звуковой сигнал можно подавать для предупреждения водителя впереди идущего транспорта при обгоне.

Однако эти требования часто не соблюдаются. Необходимо понимать, что, подавая звуковой сигнал без крайней на то необходимости, Вы привлекаете внимание сразу многих водителей, а это может привести к ДТП.

Во многих станах отношение к звуковым сигналам неоднозначное. Например, в Индии на оживленных улицах раздается непрекращающаяся какофония из сигналов машин, мотоциклов, мопедов и «тук-туков». Это своеобразный способ коммуникации между водителями. Они сигналят абсолютно при любом маневре, предупреждая всех и вся о своем присутствии на дороге. Аналогичная этика вождения присутствует во многих странах ЮВА, в некоторых странах Ближнего Востока, а также на Африканском континенте.

Замечено, что чем страна более развита экономически, тем меньше в ней сигналят. Это объясняется более жестким контролем дорожного движения, а также сравнительно высоким уровнем подготовки самих водителей.

04.02.2013
Автор текста: М. Тамилин