Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

Особенности работы ABS

Антиблокировочная система тормозов (АBS) стала внедряться на автомобилях с конца 70-ых. Таким образом, опыт ее эксплуатации насчитывает уже более тридцати лет. Сегодня практически все автомобили оснащаются этой системой даже в штатной комплектации. Она существенно повышает эффективность торможения, что особенно актуально для неопытных водителей.

Главная задача ABS заключается в сохранении контроля управляемости автомобиля при экстренном торможении. Если колесо блокируется, то идет юзом, и в таком случае коэффициент сцепления с дорожным покрытием у него гораздо ниже, чем у вращающегося с определенным сопротивлением. Показательные испытания работы ABSНо опаснее всего то, что заблокированные колеса делают автомобиль практически неуправляемым. Он может скользить прямо, а может по совершенно непредсказуемой траектории.

Функция ABS не допускает блокировки колеса и срыва в юз. Однако надо понимать, что она не обеспечивает 100%-ного сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления во многом зависит от свойств дорожного покрытия. Например, на льду и на сухом асфальте тормозной путь при экстренном торможении с включением ABS будет иметь разную протяженность. Однако система сделает все возможное, чтобы добиться максимального сцепления в условиях торможения. Некоторые считают, что никакая система не заменит опытного водителя, однако при точной настройке ABS способна даже на большее.

Работа антиблокировочной системы основана на вычислении коэффициента проскальзывания колес. Известно, что наибольшее сцепление колеса с дорогой достигается при 20%-ной степени проскальзывании. Примерно на этом же уровне и поддерживает проскальзывание ABS. В момент приближения колеса к блокировке система отсекает суппорт от тормозного контура, и давление жидкости уже не зависит от силы нажатия на педаль, но остается постоянным. Как только датчики обнаружат блокировку колеса и его проскальзывание на уровне, превышающем 20%, система сбрасывает часть жидкости к главному тормозному цилиндру и суппорт немного отпускается. Но при уменьшении сцепления ниже установленного порога, система снова подает давление на суппорт. Чередование этих циклов происходит довольно быстро. При работе ABS слышатся дрожание машины, отдающее в педаль тормоза. В частоте передачи гидравлического давления на суппорты с АBS не сравниться даже самый опытный водитель-ас.

Компоненты системы ABSИсполнительные механизмы антиблокировочной системы представлены электромагнитными клапанами и насосом. В штатном режиме торможения они не задействуются. Системы ABS нового поколения имеют четырехканальную компоновку, которая дает возможность управлять торможением каждого из четырех колес.

Для максимальной курсовой устойчивости ABS должна поддерживать проскальзывание всех колес на одном уровне. Даже если пара колес с одной стороны оказалась на льду, когда другая остается на асфальте, коэффициент сцепления поддерживается на одном уровне. В такой ситуации при торможении без ABS автомобиль обязательно уведет в сторону.

Фактическая скорость каждого колеса рассчитывается на основании показаний специальных датчиков. Решение принимает центральный модуль ABS, непрерывно назначая необходимый режим торможения для каждого колеса.

Датчики скорости колес бывают активными и пассивными. Наиболее простыми являются пассивные датчики. Их легко распознать по характерным зубчатым кольцам на приводах колес. Во время их движения датчики генерируют аналоговый сигнал. Недостатком пассивных датчиков является возможное искажение сигнала при низкой скорости вращения колеса.

Активные датчики фиксируют прохождение меток на магнитном кольце подшипника ступицы. Воспроизводимый ими сигнал имеет высокую точность, которая не зависит от скорости вращения колес.

У полноприводных автомобилей ABS имеет дополнительный G-датчик, который оснащен акселерометром продольных ускорений. Во избежание ошибок определения скорости, этот датчик посылает в центральный модуль сигнал ускорения или замедления. Этот сигнал учитывается при вычислении коэффициента коррекции скорости.Снос автомобиля при торможении на скользкой дороге

Когда ABS не эффективна?

У каждой системы имеются как свои преимущества, так и недостатки. Различные нештатные ситуации, в т.ч. и обратный эффект – увеличение тормозного пути, могут появляться на неровном дорожном покрытии, когда возникает т.н. отскок колес. В таких ситуациях возможно преждевременное срабатывание ABS. Аналогичный эффект наблюдается также и на ровном асфальте, посыпанным песком, со слоем мокрой грязи, а также на льду. Из-за низкого сцепления с дорогой колеса при торможении блокируются рано, и система начинает их разблокировать. Без ABS колеса бы блокировались, но обеспечивали при этом хоть какое-то торможение.

Известно, что работа ABS на бугристом дорожном покрытии (гребенка) способна удлинить тормозной путь на 30-40%. На скользкой дороге при срабатывании АBS машину может увести по дуге. Все это необходимо учитывать при выезде на дорогу с проблемным покрытием.

23.07.2013
Автор текста: М. Тамилин