Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

Как тушить автомобиль

Огнетушитель имеется у каждого порядочного водителя, однако как им правильно воспользоваться в случае возгорания автомобиля знают не все. Если начался пожар, то первым делом водители интуитивно берутся за огнетушитель, но зачастую расходуют его содержимое неправильно и, как следствие, неэффективно. В результате автомобиль выгорает дотла. И хорошо, если никто не пострадает!

По статистике МЧС половина всех автомобильных пожаров возникает по причине короткого замыкания в электропроводке. Еще 30% приходится на умышленные поджоги – здесь какая-либо профилактика бессильна. Остальные 20% происходят по причине неисправностей двигателя, связанные с чрезмерным износом деталей.

Очевидно, что львиную долю причин пожаров в автомобилях вызывают проблемы с электропроводкой. В этом смысле ситуация очень похожа с пожарами зданий. Меры предосторожности тоже одинаковы – необходимо следить за состоянием проводки, не допускать скруток и прочих кустарных соединений, а также прокладывать электромагистрали непредусмотренным производителем путем. Последним правилом автовладельцы пренебрегают чаще всего. Устанавливая самостоятельно дополнительное электрооборудование, они зачастую просто сверлят в кузове проходные отверстия, через которые пропускают плюсовые провода. На первых порах все нормально, но очень скоро при вибрации острая кромка отверстия разрезает изоляцию провода, в результате чего и происходит короткое замыкание. В лучшем случае это кончится сгоревшим предохранителем, однако не каждый автолюбитель предусматривает и его.

Но и это еще не так печально. Для серьезного пожара из искры должно возгореться пламя. При коротком замыкании сначала начинает плавиться изоляция провода, издавая характерный запах гари. И хотя сама изоляция гореть по идее не должна, замкнутый участок провода, как правило, по ходу прокладки соприкасается со множеством материалов, которые горят весьма охотно. В первую очередь это ткань, пластик, поролон и резина. Не стоит забывать и о том, что под капотом автомобиля присутствуют топливные магистрали, скрывающие огромный горючий потенциал.

Все это говорит о том, что автомобильная проводка требует к себе очень серьезного отношения. Любые ремонтные работы, так или иначе связанные с электрикой, необходимо поручать квалифицированным специалистам, а при самостоятельном ремонте быть предельно внимательным – надежно зажимать контакты, избегать скруток, отдавая предпочтение винтовым зажимам, а также дополнительно изолировать все места проводки, подверженные трению.

Итак, как же должен действовать водитель, при обнаружении возгорания. Прежде всего, не паниковать, т.к. в деле тушения автомобиля дорога буквально каждая секунда. Обычно загоревшийся автомобиль полностью выгорает в течение 3-5 минут(!). Это как раз то минимальное время, раньше которого до места происшествия не сможет добраться пожарная машина. Поэтому, в данном случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих! И хотя сами пожарники рекомендуют сначала звонить им, а потом принимать меры тушения, те драгоценные секунды, которые могут спасти автомобиль, при этом непременно будут утеряны. Если есть пассажиры, то пусть они звонят пожарникам, а водитель тем временем займется тушением.

Чаще всего очаг возгорания находится под капотом. Первое, что приходит в голову незадачливому водителю – открыть капот и тушить огонь огнетушителем. Однако правильно – не распахивать крышку капота настежь, а только приподнять ее, чтобы всунуть в щель раструб огнетушителя и мощным потоком сбить пламя. Если этого не сделать, то после того, как капот откроется и пламя получит порцию свежего воздуха, остановить его будет намного сложнее.

Многие водители теряют драгоценное время, пытаясь разобраться с устройством огнетушителя. Здесь очень пригодилась бы тренировка. Поэтому не стоит выбрасывать просроченный огнетушитель – попробуйте его в действии, например, потушив им костер после пикника.

Хотелось бы сказать несколько слов о самих огнетушителях. В автомобилях обычно возят литровые баллоны, однако их емкости почти всегда не хватает, чтобы полностью потушить пожар в автомобиле. Лучше сразу купить пятилитровый углекислотный или порошковый огнетушитель – с таким будете чувствовать себя намного увереннее.

Однако вернемся к тому, как тушить автомобиль. Крышка капота может нагреться настолько, что до нее нельзя будет притронуться голыми руками. В таком случае лучше сразу брать ее рукавом. Но если пожар возник летом, и на вас только рубашка с коротким рукавом? Вот на этот случай МЧС-ники рекомендуют приматывать к огнетушителю пару рабочих перчаток из хлопка. А вместе с ними и ключ, которым можно будет быстро открутить минусовую клемму аккумулятора – это нужно сделать сразу после открытия капота.

Поскольку причиной возгорания, скорее всего, стало короткое замыкание, то отключение АКБ устранит повторные замыкания. К тому же провода могут обгореть уже в процессе пожара. Дальше необходимо продолжить локализацию очага возгорания. Если пламя удалось сбить, то можно считать, что пожар под контролем. На данном этапе задача водителя – продержаться до приезда пожарных. Если же пожар застал водителя на трассе, то надо просить помощи у других водителей. При виде дыма и огнетушителя остановится практически каждый, чтобы помочь собственным огнетушителем. Если средств тушения явно недостаточно и пламя распространилось на салон, то единственное правильное решение - отойти на безопасное расстояние и дожидаться пожарных.  

Подведем итоги. Для тушения пожара водитель должен:

  •  иметь в автомобиле огнетушитель в комплекте с перчатками и ключом для клемм АКБ; 
  •  при первых признаках возгорания остановиться, заглушить мотор, разблокировать капот и открыть багажник; 
  •  попросить пассажира или прохожих вызвать пожарных; 
  •  надеть перчатку и, всунув раструб огнетушителя в щель под капотом, выпустить мощную струю; 
  •  открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ; 
  •  продолжить тушение огнетушителем до полного угасания очага возгорания. 
01.08.2013
Автор текста: М. Тамилин