Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Полезное  /  Информация

Ливень, аквапланирование, ограниченная видимость: что делать?

Средина осени всегда отличалась большим количеством осадков. В таких условиях для водителей опаснее всего даже не ограниченная видимость, а такое явление, как аквапланирование. Опытные автовладельцы знают, как избежать неприятностей, – необходимо соблюдать элементарные правила езды в дождь. Но безопасность на мокрых дорогах достижима только при условии, что эти правила будут соблюдаться всеми участниками движения.

Опасность срыва в аквапланирование возрастает с усилением дождя. Дороги созданы таким образом, чтобы вода стекала с них в сторону обочин. Однако когда даже дворники не успевают расчищать лобовое стекло, дорожное покрытие превращается в одну сплошную лужу или реку, если хотите. Колеса автомобиля, следуя по водяному слою, гонят перед собой волну. И в один момент, когда автомобиль выходит на определенную скорость, колеса теряют сцепление с дорогой и машина в буквальном смысле слова начинает глиссировать.

Данное явление называется аквапланированием. Его опасносность заключается в том, что автомобиль становится еще менее управляемым, чем на льду.

Скорость возникновения аквапланирования зависит от многих факторов, среди которых масса автомобиля, толщина водяного слоя, типа дорожного покрытия, наклонность участка трассы, водоотводящие свойства протектора покрышки и даже размер колес. Чаще всего диапазон скоростей срыва в аквапланирование составляет 65-95 км/ч.

Схема аквапалнирования

При срыве в аквапланирование автомобиль подчиняется только силам инерции. Направление его движения формирует суммарный вектор сил, действующих на машину до потери контакта с дорогой. К примеру, если аквапланирование возникнет на повороте, то автомобиль не впишется в него, а пойдет прямо. Вывернутые передние колеса при этом создадут большее сопротивление движению, чем задние, и от этого корму машины станет заносить.

От аквапланирования не застрахован ни один автомобиль, в какие бы покрышки он не был обут. Однако вероятность данного явления может быть разной, поскольку в каждом конкретном случае изменяются исходные параметры. Водитель должен учитывать, что риск аквапланирования увеличивается при установке широких покрышек, увеличении скорости движения, увеличении слоя воды на дороге, уменьшении глубины протектора покрышек, а также на спусках. Этот риск соответственно уменьшается при загрузке автомобиля, снижении скорости, на участках в гору, при наличии узких покрышек и т.д.

Аквапланирование может наступить не только во время дождя, но и на участках с лужами. И это наиболее опасно, поскольку для водителя такая ситуация может стать неожиданностью. В таком случае нужно поступать следующим образом:

  •  при проезде большой лужи на скорости нужно отпустить педаль газа и выровнять руль. В таком случае остается риск аквапланирования, но риск заноса сводится к минимуму;
  •  стараться не делать резких движений рулем в зоне потери контакта с дорожным покрытием, даже если машину потянет в сторону углубления лужи. В критической ситуации нужно плавно и немного поворачивать руль, используя легкий занос для выравнивания автомобиля;
  •  после выхода из «мокрой зоны» необходимо несколько раз плавно нажать педаль тормоза, чтобы высушить колодки.

Ограниченная видимость на дороге

Осенние «сюрпризы» не ограничиваются одним аквапланированием. Для этого времени года характерны частые и густые туманы, порой, берущиеся ниоткуда. Опасность туманных полос наиболее всего проявляется ночью, когда водитель не может заметить приближение к зоне с ограниченной видимостью слишком поздно. Если сзади нет транспорта, то при заезде в облако густого тумана нужно начать торможение с сохранением траектории движения. При этом не следует прижиматься к обочине, поскольку в таком случае водители встречного транспорта, оказавшись в таком же положении, будут дезориентированы. Не следует совершать в туманной полосе полную остановку, а нужно продолжить движение с безопасной скоростью по своей полосе, чтобы как можно быстрее выбраться на участок с нормальной видимостью.

В туман, дождь или снег очень важно, чтобы ваше транспортное средство было хорошо заметным. Для этого следует включить габаритные огни и противотуманные фары (габариты повышенной мощности), если таковые предусмотрены производителем авто. Однако ночью, задний противотуманный фонарь может слепить попутный транспорт, идущий сзади. Если вам моргают фарами, то его следует выключить, – возможно, он слишком яркий. В сильный дождь обычного габаритного освещения может не хватить. Если дворники приходится включать на полную скорость, то рекомендуется включить и аварийную сигнализацию. При сильных грозовых шквалах лучше переждать на обочине, обозначив свой автомобиль включенной «аварийкой». Такие шквалы обычно длятся несколько минут. Они могут квалифицироваться как непреодолимые или стихийные обстоятельства, поэтому претензий со стороны дорожной инспекции быть не должно, даже если встать под знак.

05.11.2014
Автор текста: М. Тамилин