Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Бренды автомобилестроения

Автомобиль-легенда: ГАЗ 69

Этот автомобиль и сегодня пользуется уважением у тружеников сельского хозяйства, геологов, охотников и, конечно же, военных. Внедорожник ГАЗ-69 находился в производстве почти двадцать лет, что уже само по себе является лучшим доказательством того, насколько удачно оказалась модель. Разработка «Труженика» (первоначальное название ГАЗ-69) начались в 1946 г на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Васермана. Общая компоновка автомобиля принадлежит Липендину. Огромный вклад в создание ГАЗ-69 сделали специалисты по трансмиссиям Соловьев, Дегтярь, Зислин. Гармоничный и даже элегантный кузов модели был спроектирован под руководством передового кузовщика Панкратова при активном участии Фокина. Интересно, что ни один узел или агрегат этой машины не являлся технической новинкой. В ней удачно применили уже опробованные элементы, объединение которых усилило их достоинства и свело к минимуму недостатки. В совокупности надежные составные элементы обеспечили автомобилю высокие эксплуатационные показатели.

Двигатель, коробка передач, рулевое управление, дифференциал, амортизаторы, тормоза, фонари и фары, аккумулятор в значительной степени были унифицированы с узлами серийных легковых и грузовых автомобилей. Таким образом, удешевлялось производство нового автомобиля, сокращалось время поставки комплектующих, упрощалось дальнейшее снабжение запчастями и увеличивалась ремонтопригодность. Значение этих качеств в машине, которую эксплуатируют преимущественно в районах с грунтовыми дорогами вдали от ремонтных баз, трудно переоценить.

Несмотря на прозаичность происхождения и явно утилитарное предназначение ГАЗ-69 этот внедорожник сумел стать всеобщим любимцем. Почему же так получилось? Ответ прост: машина имела неординарные проходимые качества. Большой дорожный просвет 210 мм, малые передние и задние свесы, привод на все колеса, шесть передач, небольшая длина, очень удачное распределение по осям, выгодно подобранные передаточные соотношения в трансмиссии – все это давало возможность машине уверенно продвигаться и по снежной целине, и по болоту. Если предшественник ГАЗ-67б несколько меньшей (1320 кг против 1525 кг) массой и равной мощностью двигателя обладал среднетехнической скоростью движения по грунтовому покрытию 25 км/ч, то у ГАЗ-69 она составляла уже 35-40 км/ч. «Газик» уверенно брал 30-градусные подъемы и преодолевал брод глубиной 70 см.ГАЗ 69

Создавали ГАЗ-69 сначала в двухдверном грузопассажирском варианте. Два пассажира располагались на передних сидениях, а еще шестеро – на лавках в заднем отсеке. При необходимости лавки складывались и появлялось много места для перевозки груза общей массой до полутоны. К тому же ГАЗ-69 мог буксировать прицеп массой до 750 кг. Еще больше расширили сферу применения «газика» откидной задний борт и возможность установки носилок.

Пассажирский вариант ГАЗ-69А появился в 1951 году и был рассчитан на перевозку пяти пассажиров. При этом ГАЗ-69 преимущественно предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А – для сельского хозяйства.

Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами, причем в ГАЗ-69 они делались съемными, а на ГАЗ-69А – складными. Отличались эти машины не только количеством дверей, но и расположением запасного колеса. В армейском варианте оно крепилось к борту кузова, а в гражданском укладывалось на дно багажника. Разными были и бензобаки. У ГАЗ-69А один имелся один 60-литровый бак в задней части кузова, а у ГАЗ-69 основной 47-литровый бак находился под полом кузова, а дополнительный 28-литровый – под пассажирским сидением.

Кузов грузопассажирского Газ-69В сравнении с предыдущей моделью ГАЗ-67Б 69-ый обеспечивал больший комфорт водителю и пассажирам за счет боковин тента, которые защищали от непогоды и ветра, а также благодаря отопительной установке, которая обеспечивала приемлемую температуру в салоне даже в мороз. Чтобы не замерзало ветровое стекло, на него сквозь специальные воздуховоды подавали теплый воздух. В то время такие опции имел далеко не каждый легковой автомобиль.

Четырехцилиндровый нижнеклапанный силовой агрегат 69-го, унифицированный с «Победой», развивал мощность 55 л.с.. Для надежного запуска двигателя в мороз предусматривался предпусковой подогреватель, который грел воду в системе охлаждения.

Сцепление и коробка передач достались ГАЗ-69 тоже от ГАЗ-М20 «Победа», однако с другими передаточными числами. Трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивали шесть ступеней в трансмиссии, а значит достаточно широкий диапазон тягового усилия. Поскольку на пониженной передаче момент, доходящий до ведущих колес, возрастал почти в 2,5 раза, при выключенном переднем приводе был риск перегрузить шестерни и полуоси заднего моста. Чтобы этого не случилось, на ГАЗ-69 механизм включения передач сконструировали так, чтобы пониженную передачу в раздаточной коробке нельзя было включить, если не включен привод передних колес.

Как известно, в систему привода передних колес обязательно должны входить шарниры равных угловых скоростей (ШРУС). У ГАЗ-69 в качестве такого шарнира использовали шариковый. Он наиболее пригоден для машин массового производства и отличался компактностью и высокой надежностью. Тормозная система, за исключением стояночного тормоза, у ГАЗ-69 и у «Победы» идентичные.

Первый опытный образец легендарного внедорожника был построен в 1947 году, а в серию автомобиль ГАЗ-69 запустили в августе 1953 года. Почти одновременно эти машины стали выпускать сразу два завода – Горьковский и Ульяновский. В последствии в Ульяновск перейдет вся техническая документация и часть оборудования из Горького. С 1956 года ГАЗ-69А будет производиться только там, но станет уже УАЗом.

21.05.2012
Автор текста: М. Тамилин