Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Бренды автомобилестроения

Chevrolet Bel Air: судьба легенды

Существуют автомобили, которые становятся знаковыми не только у автопроизводителей, но и для целой нации. Одним из них, бесспорно, стал американский Chevrolet Bel Air. В начале 50-х руководителем подразделения Chevrolet стал Томас Китинг, которому удалось переманить к себе главного конструктора Эдварда Коула – выдающегося технического дизайнера и автора знаменитых хвостовых килей на автомобилей Cadillac. Этот тандем серьезно взялся за возрождения марки Chevrolet и оказался на редкость удачным.

Одним из произведений новой команды стала модель Bel Air. Автомобиль выпускался в широкой гамме кузовов. Самым привлекательным из них был двухдверный хардтоп – Sport Coupe Hardtop.Chevrolet Bel Air

Слово «hardtop» пришло в мир автомобилей из Америки. Так там называли автомобили без центральной стойки крыши (hardtop –жесткая крыша). Впервые подобный кузов получил Бьюик в 1949 году. Отсутствие массивной стойки придавало машине очень стильный облик. Мода на новый тип кузова распространялась очень быстро по обе стороны океана. Рамная конструкция машин того времени позволяла без проблем создавать хардтопы на базе седанов и купе.

Осенью 1954 года Америка избавилась от доставшего всех сенатора Маккартни с его «охотой на ведьм», испытала водородную бомбу, сопереживала семейным драмам кинозвезды Мерелин Монро и бейсболиста Джоди Марджио, прислушивалась к проповедям молодого баптистского пастора Мартина Лютера Кинга и… любовалась новым Chevrolet Bel Air.

Sport Coupe HardtopА любоваться действительно было чем. Автомобиль стал привлекательнее своего предшественника, а, благодаря двухцветному окрасу, панорамным окнам и приземистому кузову, он казался визуально длиннее. Широкая хромированная облицовка над бампером придавала внешности машины агрессии, а, взлетающий с капота реактивный самолет, символизировал первенство Америки в прохождении звукового барьера.

Стремительный силуэт машины с лаконичными хромированными украшениями вдоль бортов напоминал фантастический звездолет. Иллюзию подкрепляли обтекаемые кили на корме.

Автомобиль от самой демократичной на то время марки GM был ориентирован на массового потребителя. Он стал знаковым, благодаря своем оригинальному дизайну, созданному в новом аэростиле в фирменном ателье под руководством Харли Эрла. Над ним работали передовые дизайнеры и конструкторы концерна. В итоге получился довольно красивый и эффектный автомобиль, который сразу появился на обложках журналов, в кинофильмах и всех рекламных тусовках. Кроме того, следует отметить, что на Chevrolet Bel Air был опробован маркетинговый принцип запланированного старения товара, когда автомобиль ежегодно модернизировали без особых на то причин.

Chevrolet Bel Air 50-го года – элегантный красавчик. На следующий год выходит другая модель, не такая массовая, но еще на следующий модельный год выпускается революционный Bel Air с набором двигателей и механическим инжектором. Эта модель стала важным этапом развития американского и мирового автопрома, а также декларацией нового направления в дизайне. Ее копировали, ей подражали, причем объектом подражания становились как отдельные элементы дизайна, так и общая стилистика. Сегодня этот автомобиль экспонируется в Нью-йоркском музее современного искусства.Рекламный снимок Chevrolet Bel Air

Однако среди сотен тысяч купе Bel Air, доживших до наших дней, есть абсолютно уникальный экземпляр, который имеет отношение к истории СССР. Долгое время этот автомобиль стоял в гараже Л.И. Брежнева, а потом появился в Днепропетровске, где имел все шансы оказаться на свалке или пропасть без вести. А история его такая. Сначала брежневский Шивроле попал в Австрию, где находился в салоне некого Берхарда Данке. Известно, что Н. Хрущев, после визита в Вену в 1955 году, пообещал Брежневу подарить на день рождение Bel Air, если тот станет его союзником в подковровых играх. Брежневу многое понравилось в этом автомобиле – и самолет на капоте, и необычная панель приборов в авиационном стиле, однако не цвет и не двухдверная компоновка кузова. К тому же «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. Стеклоподъемники были обычными, механическими (сервопривод не предлагался даже за доплату). Массовый американский автомобиль не вписывался в представление Леонида Ильича о настоящем комфорте. Да и в политбюро не очень праздновали иномарки в распоряжении госчиновников. Но машину все же взял, однако принял единственное правильное на тот момент решение – передать Chevrolet в семью своей дочери Галины, которая была замужем за директором нового столичного цирка. В знак благодарности зять привез Брежневу из очередной французской командировки другой автомобиль – Opel Kapitan L. Зная, кому адресована эта машина, на таможне не стали проводить формальности, как того требовали правила. Брежнев так и ездил по Москве с французскими номерами.

А у Chevrolet судьба складывалась намного сложнее. Галина Брежнева носилась на нем, как угорелая. В 1962 году она, подвыпившая, попала в аварию – не справилась с управлением на скользкой дороге и вылетела на тротуар, где насмерть сбила пешехода и врезалась в столб. После, машина была наспех «подшаманена» и поставлена в гараж на даче Брежнева, где простояла до середины 70-х годов.

В 1972 году Леонид Ильич решил избавиться от ненужного хлама. Человек, который заведовал автопарком Брежнева, самостоятельно подбирал покупателей «списанной» генсеком техники. Брежневский Bel Air заинтересовал инженера из Днепропетровска В. Игнетенко, который был родственником трижды Героя Советского Союза – летчика А. И. Покрышкина. Так «американец» оказался на Украине.Шивроле Брежнева

Новый хозяин пытался поддерживать машину в рабочем состоянии, но из-за отсутствия необходимых смазочных материалов оригинальный двигатель и коробка передач все же вышли из строя. Шивроле ждала участь большинства иномарок, ввезенных в СССР – к нему стали приспосабливать отечественные двигатели и агрегаты. Установили мотор и коробку от Волги, но они не стыковались с родными мостами и рулевым управлением. В итоге пришлось оставить Bel Air на приколе.

В 2001 году машину приобрел реставратор и коллекционер раритетной техники Василий Панкратов. Чтобы привести автомобиль в оригинальное техническое состояние потребовался не один год. Благо запчасти уже можно было заказать по Интернет. Больше всего проблем доставила передняя балка, которая явлась частью рамы, и в силу своих конструктивных особенностей не поддавалась полному восстановлению.

Теперь машина в хорошем состоянии и, что называется, на полном ходу. Мечта нового хозяина – довести состояние Bel Air с громкой историей до идеального, сохранив при этом как можно больше родных деталей и отделок.

17.12.2012
Автор текста: М. Тамилин