Хотите электромобиль – нет проблем! – примерно это хотела сказать компания BMW, представляя свой новый сверхэкологический продукт с индексом i3. И продукт этот получился недешевым – почти 35 тыс. евро. Впрочем, цена никогда не была коньком баварской марки. Другое дело – престиж, качество, инновации, индивидуальность…
Представляемую новинку i3 в BMW называют новой формой экологической мобильности. Это не столько электромобиль премиум-класса, сколько концепция нового образа жизни в условиях мегаполиса. Проект, конечным продуктом которого является BMW i3, разработан вопреки варварскому отношению к энергетическим и природным ресурсам планеты. К примеру, кузов машины изготовлен из американского карбона, при производстве которого задействовалась исключительно энергия гидроэлектростанций. Кузовные детали из этого карбона формуются на заводе в Лейпциге, где используется электричество, вырабатываемое ветряками. По такому же принципу произведены все детали i3. Несмотря на высокий технологический уровень этого автомобиля, можно сказать, что у него изначально чистая карма.
Немцы со свойственной им скрупулезностью позаботились не только о создании экологически чистого автомобиля, но и о его дальнейшей судьбе. Детище BMW не должно навредить ни в процессе эксплуатации, ни после окончания срока службы. Компания попыталась создать полностью замкнутый цикл производства и утилизации.
Проект носит название 360° ELECTRIC. Вокруг баварского электромобиля создается развитая инфраструктура, возглавляемая спецбрендом BMWi. Предлагаемый перечень продуктов и услуг охватывает все 360° сервисного «азимута». Вместо сторон света здесь – зарядка в домашних условиях, зарядка в городе и общественных местах, мобильность, интеграция в инновационные концепции преодоления запаса хода.
Кстати, насчет последнего. Эволюция электромобиля богата рудиментами, и за более чем вековую историю особым развитием похвастаться не может. Американский изобретатель Уолтер Бейкер, чья коляска с электрической тягой на одной подзарядке проделала 167 км со скоростью 55 км/ч, сильно бы удивился, если узнал, что спустя сто лет электромобили едва улучшат его результат. Ничего не поделаешь – проклятые батареи не хотят быть мощными и легкими одновременно. А еще не желают быстро заряжаться. Вот над этими проблемами все и бьются. Однако у BMW на подходе индукционные технологии зарядки, позволяющие пополнять заряд батарей беспроводным способом.
На деле это будет выглядеть примерно так: ставите автомобиль на специальную стоянку перед супермаркетом, и пока делаете покупки, аккумуляторы заряжаются, взаимодействуя с индукционным зарядным устройством, спрятанным под асфальт. Деньги за потребленную электроэнергию спишутся со счета автоматически. Подобные зарядные устройства можно установить где угодно – опутать ими страну, подобно сети мобильных операторов. В итоге даже при активной езде батареи электромобилей всегда будут при заряде, а это уже пахнет «квантовым» скачком в эволюции электротяги.
В соответствии с новой концепцией зарядка BMW i3 должна быть максимально экологичной. Компания уже сегодня готова поставить несколько видов зарядного оборудования, использующего энергию солнца и ветра. Например, солнечные батареи можно разместить над навесом домашней парковки, а если установить на участке ветряк, то можно получить полную автономность. Правда время зарядки от таких источников остается довольно долгим – не менее 8 часов.
На стационарном зарядном оборудовании, которым уже сегодня оснащают общественные парковки в Европе, заряд батарей BMW i3 за полчаса можно пополнить на 80%. Находить стоянки со свободными местами поможет специальное приложение смартфона или навигатора, связанное с Интернет.
При стоимости 35 000 евро самого автомобиля трудно найти его ярко выраженные экономические выгоды. Однако это только на первый взгляд. Специалисты BMW утверждают, что i3 обойдется хозяину на 60% дешевле, чем аналогичная по мощности и размерам модель с ДВС. Все дело в особенностях эксплуатации и связанными с нею расходами. В случае с i3 владелец ощущает одни плюсы: покупать бензин и менять масло ненужно, батарея не нуждается в обслуживании, отсутствуют ряд «расходных» механизмов, тормоза практически не изнашиваются и т.д. Кстати, о тормозах. Как только водитель i3 отпустит педаль газа, автомобиль сразу переходит в режим рекуперации энергии и начинает тормозить, сигнализируя об этом огнями стопсигналов.
Если 160-километрового запас хода недостаточно, то за дополнительных 2 тыс. евро в комплектацию автомобиля войдет портативный ДВС объемом 650 см³, расположенный на задней оси. Его предназначение – генерация электричества для зарядки батарей. Данная опция увеличит запас хода до 300 км. Правда, она уже не вписывается в абсолютную экологическую концепцию.
Трансмиссия в привычном смысле у заднеприводного i3 отсутствует. Ускорением управляет одна педаль. В разгоне до сотни электромобиль показывает приличную динамику, однако после ее кривая сходит на нет. Это типичная ситуация, когда у автомобиля одна единственная передача. Зато развесовка практически идеальна, поскольку 230-килограмовая батарея размещена в колесной базе.
О BMW i3 говорят уже не первый год. Поклонники бренда наслышаны о необычных материалах салона – эвкалиптовые панели, натуральные ткани, ароматические масла с бактерицидным эффектом и прочее. Европейцы уже в начале ноября 2013 года смогут все это пощупать и понюхать. Большинство наших соотечественников баварское чудо пока смогут созерцать только на картинке, поскольку свою круговую инфраструктуру немцы не распространяют дальше восточных границ.