Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Бренды автомобилестроения

Автомобили СССР: Москвич 401

В 1945 году Кремлем было одобрено решение о постановке на производство автомобиля Opel Kadett К38, используя трофейную техдокументацию и оборудование, вывезенное из американской зоны оккупированной Германии по репарации. Тогда же был окончательно утвержден исследуемый образец, на базе которого готовилось производство на МЗМА. Решение о выборе прототипа принимал лично Сталин. Кадетт приглянулся генералиссимусу еще до войны. Так, в 40-ом году в Москве на выставке образцов зарубежных и перспективных отечественных автомобилей Сталин отказался от всех прочих иномарок и указал на Opel. Именно таким на его взгляд должен был быть народный советский автомобиль. Предпочтение вождя не обсуждалось и было принято единогласно.

Следующим шагом стала разработка конструкторами двух четырехместных прототипов под маркировкой КИМ-10-52, объединив шасси Форда и внешность 4-дверного Кадетта. Но в планы автомобилестроения вмешалась война. К проекту вернулись после победы, причем, опять же, по сталинской инициативе.

Опель Кадетт 38 года

Техническую базу, чертежи и штампы собирались по крупицам. На руинах немецкого завода Опель работала специальная группа под руководством главного конструктора московского завода малолитражных автомобилей Корягина. Эта группа должна была закончить работу до того, как в зону оккупации вступят американцы. Большая часть оборудования по Opel Kadett уцелела, поскольку была спрятана бережливыми немцами в специальных укрытиях. Во время войны завод выпускал не легковушки, а детали для самолетов Юнкерс U-88. Однако оказалось, что найденное оборудования предназначалось для производства кузова и некоторых узлов двухдверного Кадета.

Но Сталину нужна была именно 4-дверная версия. Она разрабатывалась в Детройте, однако просить чертежи у американцев в условиях послевоенной конкуренции было делом безнадежным. Проект воспроизводства Опель Кадетта стоял под угрозой срыва. Не угодить Сталину – это была страшная мысль. Но и разработать самостоятельно автомобиль практически с нуля было нереально. Хорошенько подумав, решили использовать интеллектуальный ресурс побежденной Германии. Так, было создано 11 конструкторских бюро под эгидой Минавтопрома СССР, которые образовали научно-технический отдел. Этим отделом и был создан легендарный Москвич 400.

Первый Москвич был собран в декабре 1946 года. Любопытно, что впоследствии, когда он уже выпускался в четырех кузовах, кабриолет стоил дешевле, чем Москвич с металлической крышей. Это, пожалуй, уникальный случай в автомобилестроении. В 1952 году МЗМА выпускает 401 модель Москвича уже собственной разработки.

«Москвичи» вместе с «Победами» стали поставлять на экспорт. Первая партия из 50-ти автомобилей направилась в Финляндию. Советский внешторг оценивал эту страну как перспективную для авторынка, поскольку она наименее пострадала во время войны. Кроме того, наличие общей границы упрощало доставку машин и таможенные процедуры. Финнам понравилась не только сама машина, но и ее демократичная цена. В общем, в Финляндию было поставлено 3400 Москвичей первого поколения. Эти автомобили также поставлялись в Польшу, Албанию и Китай.

Москвич 401 кабриолет

Наибольшей популярностью пользовались кабриолеты. Но этот тип кузова появился в модельном ряду только по причине дефицита высококачественной листовой стали, которую поставлял запорожский завод, еще не полностью восстановившийся после войны. До 52-го года было произведено 17742 кабриолета. Но позволить себе такую роскошь в советском союзе могли лишь единицы. Москвич стоил неподъемные по тем временам 9 тыс. рублей.

Под капотом Москвича 401 находился 35-сильный бензиновый мотор, позволяющий разгоняться до 90 км/ч. При крейсерской скорости 50 км/ч этот мотор потреблял около 7 литров низкооктанового бензина А66. Динамика при такой мощности была по сегодняшним меркам комическая – до 80 км/ч автомобиль разгонялся целых 38 секунд. Степень сжатия у мотора была невысока, поэтому летом в жаркую погоду можно было ездить даже на керосине.

Отличительной особенностью Москвича была независимая передняя подвеска Дюбонне. Она предусматривает качение колеса не поперек кузова, а вдоль него. Такая подвеска с двумя продольными рычагами обеспечивала автомобилю высокую курсовую устойчивость. Кроме того, данная конструкция не предусматривает регулировку развала колес. Примечательно также и то, что на Москвич устанавливалась тормозная система с редким тогда гидравлическим приводом.

Специалисты сегодня оценивают первые модели Москвичей, построенных по подобию Опеля Кадета, как довольно надежные автомобили с рядом инновационных решений. «Москвич» стал первым народным автомобилем советского производства. И хотя его не мог купить простой работяга, но каждый уже мог мечтать о нем!

21.03.2014
Автор текста: М. Тамилин