Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ГИБДД и водители

Лишение прав: зарубежный опыт

Чужой опыт никогда не бывает лишним, особенно если он позитивный. Учиться лучше не на своих ошибках, что вдвойне справедливо, когда речь идет о дорожном движении. Какие санкции к нарушителям ПДД применяются за рубежом?

Прежде всего, следует отметить, что такая мера, как «лишение прав», в развитых странах является исключительной, т.е. применяется очень редко. Отобрать права могут только у злостных нарушителей и водителей, потерявших адекватность вследствие психических расстройств. Правоохранительные органы практически в индивидуальном порядке решают, позволить человеку водить автомобиль или нет, после того, как он станет виновником того или иного дорожно-транспортного происшествия. Столь тщательная избирательность основывается на внутренней государственной политике. Каждый водитель для государства ценен как источник доходов от продажи топлива, дорожных сборов, различных страховок и прочего. Поэтому политика в этом отношении имеет приоритет денежных штрафных санкций. Как показывает практика, это один из самых эффективный способов повышения дисциплины на дорогах. А штрафы в Европе очень большие, поэтому я никому бы не посоветовал нарушать.

В то же время ошибочно полагать, что в развитых европейских странах от любого нарушения можно откупиться. История нарушений ведется для каждого водителя индивидуально, и если кто-то не делает правильных выводов, то в серьез рискует быть отлученным от руля. Лишение прав вождения реализуется посредством системы баллов. Эти баллы могут списываться со «счета» или набавляться до определенного количества – в зависимости от законов страны, где совершено нарушение правил дорожного движения. Вместе со штрафом назначаются и баллы. Когда количество баллов накапливается (обнуляется) до критической отметки, то водитель вынужден расстаться с правами.

Срок лишения опять-таки зависит от страны и составляет от нескольких недель до нескольких лет. Вернуть себе права досрочно у водителя нет никаких юридических возможностей, то есть ему придется «отбывать» весь назначенный срок. И в этом тоже можно усмотреть здравый смысл, ведь если водитель не делает выводов и накапливает большое количество баллов (нарушений), то досрочная реабилитация окажется для него контрпродуктивной мерой. Водителю закон предоставляет все условия избежать лишения прав, а если он упорно не желает этого делать, то тем самым он ставит себя в разряд неадекватных – иначе это не назвать. Но и здесь государство деликатно обходится с водителем: когда количество штрафных баллов подходит к критическому, он получает по почте письменное напоминание и предупреждение о последующих санкциях. Надо сказать, что такой подход в подавляющем большинстве случаев оказывается очень действенным. Именно поэтому количество водителей, лишившихся прав, вождения в цивилизованных странах очень мало.

Но и это еще не вся «воспитательная» программа. Вместе с напоминанием о критическом количестве набранных баллов нарушитель получает предложение пройти дополнительные курсы, которые ведут полицейские, психологи и медики. Прослушав специальные курсы, со счета списывается несколько штрафных баллов в качестве поощрения. А уж на этих курсах, будьте уверены, водителю покажут и расскажут обо всем, к чему приводит незадачливое вождение, причем в самых мрачных красках. И это действует!

Идиот-тест в Германии

В Германии пошли еще дальше. Там кандидаты на лишение прав в принудительном порядке должны проходить т.н. «идиотен-тест». Из песни слов не выкинешь! Как еще можно назвать людей, систематически нарушающих правила, создающих аварийные ситуации, когда даже огромные суммы штрафов на них не действуют?

Тест на идиотизм представляет собой всесторонний комплексный опрос, результаты которого позволяют оценить психическую пригодность к вождению транспортных средств. Причем этот тест не ставит перед собой задачу унизить достоинство человека, хотя это неизбежно является побочным эффектом. Интересно, что «идиотен-тест» на самом деле достаточно сложен, и успешно пройти его сможет не всякий вменяемый водитель. Уже после нескольких лет применения такого теста немцы стали бояться его, как огня. И это не удивительно, ведь никто не хотел бы на всю жизнь получить тавро «идиота». Это, пожалуй, почище экономических штрафных санкций.

В связи с вышесказанным, невольно возникает сожаление, что в нашем законодательстве пока нет таких действенных педагогических схем. Возможно это дело будущего!?

29.07.2014
Автор текста: М. Тамилин