Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Законодательство  /  ПДД и штрафы

Правый руль. История, интересные факты.

В Японии, Великобритании, Австралии, Индии и юго-восточной части Африки правилами установлено левостороннее движение, а руль у автомобилей находится с правой стороны. В остальных странах, а таких подавляющее большинство, – все наоборот. Отчего такая путаница, и зачем нужно было государствам настолько расходиться в вопросе стороны движения?

Так уж вышло, что на вопрос, с какой стороны лучше установить руль, однозначного ответа не нашлось. До появления предмета спора человечество долго пыталось понять, с какой стороны дороги лучше ездить. К ответу подталкивали два фактора – социальный статус и то, что большинство людей является правшами. Простолюдины в доавтомобильные времена традиционно ходили по правой стороне дороги, чтобы уберечь от встречных свое имущество, которое, как правило, носили на правом плече. Экипажи и возы тоже перемещались, придерживаясь правой стороны, – натягивать вожжи легче правой рукой. А вот пешим и конным воинам, наоборот, разойтись было удобнее, идя по левой стороне, поскольку их сабли и шпаги висели слева. В противном случае они могли попросту зацепиться амуницией. Поскольку воины не были самой многочисленной социальной группой, а оружие уменьшалось в размерах, то правостороннее движение постепенно стало доминирующим.

В 18-19 веках транспортные потоки настолько выросли, что определиться, с какой стороны правильно ездить, стало просто необходимым. В странах с правосторонним движением проживает около 70% населения планеты; остальные державы – левосторонние.Лондонский мост - первая дорога с левосторонним движением

Европейские историки считают, что современный порядок движения в материковой Европе предложил сам Наполеон. Однако Императрица Елизавета еще в 1752 году издала указ, согласно которому возы и кареты в городе должны были придерживаться правой стороны дороги.

Спустя четыре года английский парламент принял билль о перемещении транспорта по Лондонскому мосту с левой стороны. В этом биле был зафиксирован размер первого в мире штрафа за выезд на встречную полосу в размере одного фунта серебра. Все остальные дороги Англии в соответствии с дорожным актом стали левосторонними в 1773 году. Таким образом, во Франции ездят с правой стороны, а в Англии с левой.

Есть также версия, что идею левостороннего движения англичане заимствовали у моряков. По морскому закону суда в море расходятся по правому борту. А вот японцы стали «левшами» после того, как англичане в 1872 году построили у них первую железную дорогу, естественно на свой лад. В Индии англичане тоже установили свои порядки, которые действуют и до сих пор. Австралия и Новая Зеландия, будучи населена выходцами из туманного Альбиона, тоже стала ездить слева.

Улицы Японии с левосторонним движениемКогда на дорогах появились первые автомобили, руль их не был похож на привычную всем нам баранку. Это был рычаг, который поворачивался в горизонтальной плоскости, и назывался он штурвалом. Первые безлошадные кареты управлялись рычагом, торчащим из пола. Чтобы орудовать ним, нужна была немалая сила, что и заставило водителя сесть слева, дабы перенести нагрузку на правую руку. Этот не совсем удобный орган управления сменило рулевое колесо, появившись впервые на французском гоночном автомобиле в 1893 году. Крутить руль теперь можно было двумя руками, а делать это удобнее, если сидеть прямо за ним, а не сбоку. Поскольку водитель уже сидел не посредине, то и руль французы сместили ближе к борту. Однако тогда возникли споры, к какому именно, левому или правому борту сместить руль. Сначала руль установили ближе к краю дороги – справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю из машины, и лучше видно гужевые возы, которые обгонял автомобиль.

Шли годы, и машин становилось все больше. Все внимание шофера теперь сосредотачивалось на встречных автомобилях и тех, кто шел на обгон. Необходимо было пересадить водителя на другую сторону, что, в конечном счете, и произошло. Первым автомобилем с левым рулем и правильной посадкой водителя стал Ford Т 1908 года. Управление в нем было расположено слева, что было совершенно логично. Во время правостороннего движения руль, расположенный справа вынуждает пассажиров выходить из машины на проезжую часть и обходить ее – это неудобно, а еще непристойно, когда этим обременяется леди. Что касается управления автомобилем с правосторонним рулем, то водитель находится как можно дальше от встречного транспорта. С левосторонним расположением руля он может видеть даже колеса встречной машины и способен легко избежать опасности. Так считал сам Генри Форд.Лянча Аурелия с правым рулем

До 1920 года место водителя располагалось со стороны встречного потока, однако встречались и исключения. Например, до 1960-го в правосторонней Италии все модели компании Lancia были с правым рулем, и предназначались специально для езды в горах. Именно по этой причине до сих пор у некоторых итальянских грузовиков руль располагается справа. В США и Канаде автомобили, развозящие почту, тоже отличаются от всех остальных стороной расположения руля. Это понадобилось для того, чтобы почтальон мог опустить письмо в почтовый ящик, не выходя из машины. Lancia AURELIA GTB20 1951 года выходит с правым рулем. Считается, что водитель, находясь справа, больше защищен от падения в пропасть. Jeep Wrangler давно использовался в Америке для доставки корреспонденции в отдаленные районы. Специальная версия внедорожника входит в ограниченный список моделей, допустимых для закупки американской почтовой службой.

А вот еще один любопытный факт. В Швеции до 1967 года из-за узких дорог все машины имели европейский руль, но двигались по левой стороне. Это создавало немало проблем во время визита в правостороннюю Норвегию или Финляндию, не говоря уже о других странах континентальной Европы. Сначала вопрос о переходе на правую сторону дороги вынесли на референдум, после чего 83% шведов проголосовали против этого новшества. Через восемь лет парламент принял нужное решение, но уже ничего и ни у кого не спрашивая.

3-го сентября 1967 года в Швеции состоялся беспрецедентный до этого акт: ровно в 4:50 все автомобили остановились и аккуратно переползли на правую сторону, а ровно в пять продолжили движение. В Стокгольме тогда понадобилось перекрыть движение на сутки, чтобы переустановить дорожные знаки. Интересно, что в первый месяц инновации аварийность в Швеции упала до нуля, – так безопасно и аккуратно шведы никогда не ездили. Однако уже через два года количество ДТП вернулась к прежней статистике.

Был в современной истории и обратный переход. Для более удобного автомобильного сообщения с аглофилами Зимбабве и ЮАР с права налево перешел Мозамбик.

Государства, которые отличаются стороной движения, требуют от пересекающих границу перестраиваться на противоположную сторону при помощи многоуровневых развязок и специальных мостов. Многие из этих сооружений могут стать настоящими шедеврами инженерии, например, двухуровневая развязка возле моста «Лотос», который связывает правосторонний Китай с португальским анклавом Макао. Смена полос происходит на китайской территории.

Согласно Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года въезд в страну с иным расположением полос движения в большинстве случаев легальный. Однако эту конвенцию подписали не все страны. К примеру, в нее не входит Оман, где неправильному автомобилю сложнее обрести постоянную прописку. В Австралии вообще запрещены леворульные автомобили, а те, кто их ввозит, должен обязательно потратиться на переоборудование. Исключением являются только антикварные авто, возрастом свыше 30-ти лет. В Новой Зеландии для этого необходимо получить специальное разрешение, однако ограничение не касается дипломатов и исследователей Антарктики, которые, как правило, используют импортную технику.

Салон индийского таксиВ Камбодже праворульные автомобили составляют 80%, но в 2001 году правительство одним махом запретило их, пригрозивши конфискацией. Кстати, переоборудование там обходится 1-2 среднегодовых дохода, что для нас означало бы сумму в 10-15 тыс. долларов. Время от времени, и российские власти пытаются ограничить права владельцев праворульных машин, однако пока сделать это полностью не получается. Зато в Словакии и Литве праворульные машины не регистрируются. Где-то с середины девяностых подобные нормы стали действовать и в Украине, однако там автомобили уже зарегистрированные можно эксплуатировать.

Поскольку страны с левосторонним движением составляют меньшинство, то их гражданам принято помогать, причем как водителям, так и пешеходам, предупреждая их о непривычных для них условиях движения. Интересно, что перемещение руля направо и обратно никак не сказалось на расположении педалей. Во всех странах педали идут в одинаковом порядке. Благодаря этому, если берешь в аренду автомобиль, то хотя бы в педалях не путаешься.

Что касается адаптации к правому рулю, то по своему опыту скажу, что, арендовав в Индии автомобиль Suzuki, уже через час ездил вполне уверено, а через неделю стал переживать о том, что, приехав домой, будут проблемы с новой привычкой. Труднее всего было освоиться с рычагом переключения скоростей, который приходилось дергать левой рукой. Поэтому лучше всего в таком случае брать на прокат автомобиль с коробкой «автомат».

15.08.2011
Автор текста: М. Тамилин