В Японии, Великобритании, Австралии, Индии и юго-восточной части Африки правилами установлено левостороннее движение, а руль у автомобилей находится с правой стороны. В остальных странах, а таких подавляющее большинство, – все наоборот. Отчего такая путаница, и зачем нужно было государствам настолько расходиться в вопросе стороны движения?
Так уж вышло, что на вопрос, с какой стороны лучше установить руль, однозначного ответа не нашлось. До появления предмета спора человечество долго пыталось понять, с какой стороны дороги лучше ездить. К ответу подталкивали два фактора – социальный статус и то, что большинство людей является правшами. Простолюдины в доавтомобильные времена традиционно ходили по правой стороне дороги, чтобы уберечь от встречных свое имущество, которое, как правило, носили на правом плече. Экипажи и возы тоже перемещались, придерживаясь правой стороны, – натягивать вожжи легче правой рукой. А вот пешим и конным воинам, наоборот, разойтись было удобнее, идя по левой стороне, поскольку их сабли и шпаги висели слева. В противном случае они могли попросту зацепиться амуницией. Поскольку воины не были самой многочисленной социальной группой, а оружие уменьшалось в размерах, то правостороннее движение постепенно стало доминирующим.
В 18-19 веках транспортные потоки настолько выросли, что определиться, с какой стороны правильно ездить, стало просто необходимым. В странах с правосторонним движением проживает около 70% населения планеты; остальные державы – левосторонние.
Европейские историки считают, что современный порядок движения в материковой Европе предложил сам Наполеон. Однако Императрица Елизавета еще в 1752 году издала указ, согласно которому возы и кареты в городе должны были придерживаться правой стороны дороги.
Спустя четыре года английский парламент принял билль о перемещении транспорта по Лондонскому мосту с левой стороны. В этом биле был зафиксирован размер первого в мире штрафа за выезд на встречную полосу в размере одного фунта серебра. Все остальные дороги Англии в соответствии с дорожным актом стали левосторонними в 1773 году. Таким образом, во Франции ездят с правой стороны, а в Англии с левой.
Есть также версия, что идею левостороннего движения англичане заимствовали у моряков. По морскому закону суда в море расходятся по правому борту. А вот японцы стали «левшами» после того, как англичане в 1872 году построили у них первую железную дорогу, естественно на свой лад. В Индии англичане тоже установили свои порядки, которые действуют и до сих пор. Австралия и Новая Зеландия, будучи населена выходцами из туманного Альбиона, тоже стала ездить слева.
Когда на дорогах появились первые автомобили, руль их не был похож на привычную всем нам баранку. Это был рычаг, который поворачивался в горизонтальной плоскости, и назывался он штурвалом. Первые безлошадные кареты управлялись рычагом, торчащим из пола. Чтобы орудовать ним, нужна была немалая сила, что и заставило водителя сесть слева, дабы перенести нагрузку на правую руку. Этот не совсем удобный орган управления сменило рулевое колесо, появившись впервые на французском гоночном автомобиле в 1893 году. Крутить руль теперь можно было двумя руками, а делать это удобнее, если сидеть прямо за ним, а не сбоку. Поскольку водитель уже сидел не посредине, то и руль французы сместили ближе к борту. Однако тогда возникли споры, к какому именно, левому или правому борту сместить руль. Сначала руль установили ближе к краю дороги – справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю из машины, и лучше видно гужевые возы, которые обгонял автомобиль.
Шли годы, и машин становилось все больше. Все внимание шофера теперь сосредотачивалось на встречных автомобилях и тех, кто шел на обгон. Необходимо было пересадить водителя на другую сторону, что, в конечном счете, и произошло. Первым автомобилем с левым рулем и правильной посадкой водителя стал Ford Т 1908 года. Управление в нем было расположено слева, что было совершенно логично. Во время правостороннего движения руль, расположенный справа вынуждает пассажиров выходить из машины на проезжую часть и обходить ее – это неудобно, а еще непристойно, когда этим обременяется леди. Что касается управления автомобилем с правосторонним рулем, то водитель находится как можно дальше от встречного транспорта. С левосторонним расположением руля он может видеть даже колеса встречной машины и способен легко избежать опасности. Так считал сам Генри Форд.
До 1920 года место водителя располагалось со стороны встречного потока, однако встречались и исключения. Например, до 1960-го в правосторонней Италии все модели компании Lancia были с правым рулем, и предназначались специально для езды в горах. Именно по этой причине до сих пор у некоторых итальянских грузовиков руль располагается справа. В США и Канаде автомобили, развозящие почту, тоже отличаются от всех остальных стороной расположения руля. Это понадобилось для того, чтобы почтальон мог опустить письмо в почтовый ящик, не выходя из машины. Lancia AURELIA GTB20 1951 года выходит с правым рулем. Считается, что водитель, находясь справа, больше защищен от падения в пропасть. Jeep Wrangler давно использовался в Америке для доставки корреспонденции в отдаленные районы. Специальная версия внедорожника входит в ограниченный список моделей, допустимых для закупки американской почтовой службой.
А вот еще один любопытный факт. В Швеции до 1967 года из-за узких дорог все машины имели европейский руль, но двигались по левой стороне. Это создавало немало проблем во время визита в правостороннюю Норвегию или Финляндию, не говоря уже о других странах континентальной Европы. Сначала вопрос о переходе на правую сторону дороги вынесли на референдум, после чего 83% шведов проголосовали против этого новшества. Через восемь лет парламент принял нужное решение, но уже ничего и ни у кого не спрашивая.
3-го сентября 1967 года в Швеции состоялся беспрецедентный до этого акт: ровно в 4:50 все автомобили остановились и аккуратно переползли на правую сторону, а ровно в пять продолжили движение. В Стокгольме тогда понадобилось перекрыть движение на сутки, чтобы переустановить дорожные знаки. Интересно, что в первый месяц инновации аварийность в Швеции упала до нуля, – так безопасно и аккуратно шведы никогда не ездили. Однако уже через два года количество ДТП вернулась к прежней статистике.
Был в современной истории и обратный переход. Для более удобного автомобильного сообщения с аглофилами Зимбабве и ЮАР с права налево перешел Мозамбик.
Государства, которые отличаются стороной движения, требуют от пересекающих границу перестраиваться на противоположную сторону при помощи многоуровневых развязок и специальных мостов. Многие из этих сооружений могут стать настоящими шедеврами инженерии, например, двухуровневая развязка возле моста «Лотос», который связывает правосторонний Китай с португальским анклавом Макао. Смена полос происходит на китайской территории.
Согласно Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года въезд в страну с иным расположением полос движения в большинстве случаев легальный. Однако эту конвенцию подписали не все страны. К примеру, в нее не входит Оман, где неправильному автомобилю сложнее обрести постоянную прописку. В Австралии вообще запрещены леворульные автомобили, а те, кто их ввозит, должен обязательно потратиться на переоборудование. Исключением являются только антикварные авто, возрастом свыше 30-ти лет. В Новой Зеландии для этого необходимо получить специальное разрешение, однако ограничение не касается дипломатов и исследователей Антарктики, которые, как правило, используют импортную технику.
В Камбодже праворульные автомобили составляют 80%, но в 2001 году правительство одним махом запретило их, пригрозивши конфискацией. Кстати, переоборудование там обходится 1-2 среднегодовых дохода, что для нас означало бы сумму в 10-15 тыс. долларов. Время от времени, и российские власти пытаются ограничить права владельцев праворульных машин, однако пока сделать это полностью не получается. Зато в Словакии и Литве праворульные машины не регистрируются. Где-то с середины девяностых подобные нормы стали действовать и в Украине, однако там автомобили уже зарегистрированные можно эксплуатировать.
Поскольку страны с левосторонним движением составляют меньшинство, то их гражданам принято помогать, причем как водителям, так и пешеходам, предупреждая их о непривычных для них условиях движения. Интересно, что перемещение руля направо и обратно никак не сказалось на расположении педалей. Во всех странах педали идут в одинаковом порядке. Благодаря этому, если берешь в аренду автомобиль, то хотя бы в педалях не путаешься.
Что касается адаптации к правому рулю, то по своему опыту скажу, что, арендовав в Индии автомобиль Suzuki, уже через час ездил вполне уверено, а через неделю стал переживать о том, что, приехав домой, будут проблемы с новой привычкой. Труднее всего было освоиться с рычагом переключения скоростей, который приходилось дергать левой рукой. Поэтому лучше всего в таком случае брать на прокат автомобиль с коробкой «автомат».