Первое, за что автомобилист берётся, садясь в машину, это рулевое колесо, а понятие «сесть в машину и поехать» нередко приравнивается словосочетанию «сесть за руль». Сам факт прикосновения человека к рулю заставляет сосредоточиться, сконцентрировать волю и внимание на управлении автомобилем и получить удовольствие от того, что делаете это именно вы. Итак, руль, несомненно, занимает центральное место в автомобиле, что же он из себя представляет?
В большинстве случаев само рулевое колесо круглое, тогда как его основание и количество спиц, из которых оно состоит, в автомобилях разных марок могут быть различными. На внутренней части руля могут находиться кнопки управления разными системами: свет, звук магнитолы, климат-контроль… Видели вы когда-нибудь рулевое колесо гоночного авто? На нём помещается целый арсенал кнопок и ж/к дисплей в придачу, отображающий около 15 параметров, таких как номер круга, температура, скорость и т.д. Стоит такое непростое рулевое колесо порядка 150 000$, зато благодаря этим инженерным изыскам гонщик может полностью сосредоточиться на рулении и не отвлекаться, практически не отрывать руки от руля на протяжении 350 км (Формула 1). Осуществлять руление двумя руками, конечно, безопаснее и предпочтительнее всегда.
Представим, что рулевое колесо – круглые настенные (наручные, башенные, напольные…) часы. Тогда при относительно прямолинейном движении левая рука водителя должна находиться между 9-ю и 10-ю часами, а правая – между 2-мя и 3-мя, чуть выше или ниже, но по возможности симметрично. При этом большие пальцы обеих кистей ваших рук должны обхватывать рулевое колесо так, как вы обхватываете и держите любые другие предметы. Если большие пальцы просто лежат на руле мёртвым грузом – толку от них мало, вы можете не успеть в нужный момент удержать ситуацию под контролем, и руль соскользнёт. В то же время при любой возможности расслабляйте руки, не стоит перегибать палку и, вцепившись в рулевое колесо всеми силами, напряжённо ждать худшего. Сила, с которой следует удерживать руль, должна соответствовать текущей дорожной ситуации, ни больше, ни меньше.
Встретив в литературе или периодике громкие термины, типа «техника руления», «силовое руление» или «скоростное руление», либо просто услышав их при разговоре, не отчаивайтесь, если вы не представляете себе, о чём речь, и не паникуйте. Автор подобных фраз просто решил выделиться и вознестись до облаков из среды обычных автолюбителей. Никакой особой техники не существует. Есть приёмы, методы, разработанные, когда-то просто подмеченные такими же, как и мы с вами, смертными водителями и собранные воедино. Это просто определённые рациональные приёмы, позволяющие не терять руль из рук, а дорожную ситуацию из-под контроля. Если вы сможете, когда потребуется, удобно для себя повернуть рулевое колесо на пару оборотов, затратив минимум движений, и затем таким же способом вернуться в исходное положение, считайте, что у вас есть определённая техника руления. Если вы в любой ситуации представляете, куда и насколько повёрнуты передние колёса вашего автомобиля, то вы профессионал. А если ещё и знаете, как они «цепляются» за дорожное полотно, то имя вам Шумахер.
Базовые приёмы руления