Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Водить – это просто

Сам себе инструктор

Почему, казалось бы, простейшие истины очень трудно постигаются новичками? Обучение даётся ученику тяжело, учебные часы с инструктором остаются в памяти как часы мучений. Возникает вопрос, почему многие из закончивших автошколу, водят машину просто ужасно? Скорее всего, потому, что на нынешних курсах по вождению учат не водить, а получать права. Но не у всех инструкторов отсутствует профессионализм. Просто не все справляются с такой моральной нагрузкой, как обучение водителей. Мастерство, как известно, приходит с опытом.

Сдать экзамен и получить права это лишь полдела. Многие новоиспечённые водители, не уверены в себе и потому боятся выезжать на улицы города. Оно и понятно, ведь средняя скорость езды с инструктором, мало отличается от скорости пешехода. Изучив основные ошибки начинающих водителей, специалисты пришли к выводу, что они примерно одинаковые. Дело в том, что мало знать теорию. Даже отлично зная её, вы будете совершать ошибки. Не нужно ни куда спешить. Нервозность за рулём, передаётся и на управление машиной. Вождение должно быть обдуманным. Такие мастера вождения, как автогонщики, в своих интервью часто говорят о том, что их основная проблема, это возбуждение. Если водитель даёт волю своим чувствам, это может плохо кончиться.

Думаете, что вождение на гоночном треке и вождение в городской среде это не совместимые понятия? Постоянный риск на гонках, езда на пределе, это просто особенности профессии гонщика. Но многие приёмы спортивного вождения, применимы и в городском движении. Трудно представить профессионального гонщика, который «не справился с управлением». Чаще всего, в аварии попадают люди, которые просто хотели добраться из одного места в другое. Но «умудрились» попасть в такую ситуацию, которую даже представить сложно.

Автоспорт один из немногих видов спорта имеет прикладное значение. Ведь обычные виды спорта, это здоровье. А автоспорт, это ещё и уменьшение аварийности на дорогах. Поэтому неплохо было бы взять лучшие теоретические моменты из автогонок, сделать их более понятными обычному водителю и применить их в повседневной езде. Некоторые спрашивают, кто может быть тренером для гонщика? Ответ – кто угодно. Тренеру не нужно самому быть автогонщиком. Но он должен обладать определёнными навыками пилотного инжиниринга. А вот инструктор должен быть не только опытным водителем, но в некоторой степени педагогом. А такие инструкторы очень редко встречаются. При желании, вы сами можете стать тренером для себя.

Для каждого ученика, нужен индивидуальный подход. Кто-то лучше усваивает материал на слух, кто-то визуально. А некоторым нужен пример для подражания. Попробуем совместить все эти методы обучения. Изучение текстовой информации (визуальное усвоение упражнения) и выполнение этих упражнений (изучение примера для подражания). На завершающем этапе лучше всего продемонстрировать изученные вами навыки кому-нибудь из своих знакомых. Со временем вы поймёте, что стали действовать увереннее и правильнее. Если вы хотите повысить свой профессионализм, попробуйте потренироваться в каком-нибудь безопасном месте, где никто бы вам не помешал. Постарайтесь найти в своём вождении недостатки и исправить их путём тренировок.

Рассмотрим пример действий при аварии. Естественно, изучать его лучше только виртуально. Какими будут ваши действия, если во время движения, на вашем пути внезапно появится препятствие, и у вас нет возможности затормозить или свернуть в сторону? Многие женщины в такой ситуации отпускают руль и кричат во весь голос. Скорее всего, они и не будут тормозить. Как ни странно, в какой-то степени это правильно. Вот, например, случай из практики:

По извилистой загородной трассе, ехал профессиональный гонщик. Внезапно из-за поворота показался встречный автомобиль и, не справившись с управлением, преградил нашему водителю путь. Через несколько мгновений произошло столкновение. Водитель успел лишь нажать на тормоз и немного повернуть машину. В результате столкновения он остался жив благодаря подушкам безопасности и своему достаточно безопасному автомобилю. У водителя пострадала лишь нога, которой он давил на тормоз. Это произошло потому, что во время торможения нога находится в распрямлённом состоянии и при столкновении получает сильнейший удар. Сделаем выводы, если столкновения не избежать, то лучше убрать ноги с педалей. А так же очень важно отпустить руль, потому как при ударе колёс о препятствие, руль может с огромной силой вырвать из рук, и тут уже не избежать травмы пальцев или кистей.

Попробуйте потренироваться. В определённый момент, отпустить руль, убрать ноги с педалей и сгруппироваться.

Теперь рассмотрим некоторые важные моменты, которые помогут вам увереннее водить автомобиль.

Трудности в вождении

Говорят, что особенно трудно обучать женщин, подготовкой которых занимались их мужья. Скорее всего, в процессе обучения, её муж уже не раз озвучил всё, что думает о её вождении. Иногда к инструкторам обращаются такие мужья, у которых попытки научить жену вождению не увенчались успехом. И такое бывает довольно часто. Причём профессиональный инструктор уже знает, как добиться успехов в обучении такой ученицы. Ведь проблемы в обучении у всех схожи:

  1. Ученик неправильно оценивает скорость и расстояние.
  2. Не ощущают габаритов машины.
  3. Им неизвестны принципы маневрирования в ограниченном пространстве.
  4. Не осознают, что вождение – есть игра на опережение.
  5. Не знают или не понимают законов поведения машин в потоке и т.д.

Нужно рассказать и наглядно показать, как выполнить, казалось бы, простейшее упражнение. Ведь ученик может просто не понимать, что именно от него хотят. Здесь очень важен психологический настрой. Например, перед гонками, тренер напутствует гонщика, что не нужно бояться ограждений. Что бы он, не дай бог опять в них не угодил. Это заведомо неправильное поведение. О чём может думать водитель после таких слов? Конечно об ограждениях. Немудрено если гонщик вновь «встретится» с ними на трассе. Лучше сказать пилоту, что бы тот больше внимания обращал на правильную траекторию движения. Грубым прессингом не добиться от ученика улучшения навыков. Лучше объяснить ему всё на простом примере.

Трудное начало

Научить ученика кое-как трогаться с места и тормозить, недостаточно. Многие считают, что управление автомобилем – дело очень простое. Но ведь автомобиль движется не только по прямой, и не на минимальной скорости. Торможение, переключение передач, повороты. Этим моментам часто не уделяют достаточно внимания. Обучение водителей сегодня происходи в большой спешке. Поэтому неудивительно, что больше половины аварий приходится на неопытных водителей. Всё же, большинство будущих автомобилистов, в том числе и женщин, после мучительных курсов не сразу садятся за руль. Не чувствуя уверенности в себе, они опасаются самостоятельно выезжать на дорогу.

Вы ни в коем случае не должны бояться автомобиля. Конечно, новичку лучше не попадать в неприятные ситуации, но зачастую он сам их и создаёт. Не рассчитал дистанцию, не учёл габариты, не заметил вовремя опасность. Всё это вырабатывает страх к автомобилю. Лучший способ избавиться от этого, это начать самостоятельные занятия на какой-нибудь безопасной площадке. Затем попросите какого-нибудь знакомого водителя со стажем, прокатится с ним по улицам города в то время, когда движение наименее интенсивное.

Запуск двигателя

Если вы уже знаете, как заводить авто, это уже неплохо. При первых попытках завести мотор, вы, повернув ключ зажигания, когда двигатель уже завёлся, вероятно, будете и дальше держать ключ повёрнутым. Характерный звук работы стартера, на пару с двигателем будет сильно напрягать уши. Такие эксперименты чреваты поломкой стартера или зубчатого венчика маховика. Главное здесь соблюдать одно нехитрое правило: повернул ключ – сразу отпусти! Если мотор не завёлся, повторите попытку. Если ключ отказывается поворачиваться, не пугайтесь. Это всего лишь сработал штатный противоугонный штырёк. Он стопорит рулевую колонку, а при движении ключа, освобождает его. Если же не удаётся разблокировать вал рулевой колонки, это значит, что он находится под действием вывернутых колёс. Покрутите руль в разные стороны и одновременно с этим поверните ключ. Выходя из машины, не забудьте вынуть ключ!

Современные автомобили избавлены от проблемы со стартером. Он будет крутить двигатель ровно столько, сколько потребуется для его пуска. На последних моделях авто, ключ отсутствует как таковой. Вместо него используется простая кнопка Start. Вам лишь нужно вставить пластиковую карту. Подобная система запускала была использованна на машинах довоенного производства. Такая же система стоит на гоночных автомобилях. Там ключ отсутствует из соображений удобства и безопасности.

Сейчас завести машину не составляет особого труда. Повернул ключ и авто завелось в любое время года и при любой погоде. Хотя раньше, автомобилистам приходилось аккуратно настраивать положения рычажка заслонки подсоса. Одно неправильное действие и перелива свечей с дальнейшей их прочисткой не избежать. «Прогрев» двигателя осуществлялся с постепенным утапливанием рычага подсоса. Многим современным автомобилям прогрев не нужен. В некоторых странах он даже запрещён, в целях сохранения окружающей среды. Кстати, двигатель, работающий под нагрузкой, нагреется заметно быстрее, нежели на холостых оборотах. Однако в сильный мороз, все-таки стоит дать двигателю немного прогреться, а потом уже можно медленно трогаться и ехать на пониженной передаче 2-3 километра.

Уверенный старт

Как известно, самое сложное для начинающего, это тронуться с места. Уловить так называемый момент сцепления, весьма сложно для неопытного водителя. Нужно плавно отпуская сцепление, так же плавно прибавлять газ. Синхронное выполнение этих действий – залог плавного ускорения. А нужно ли вообще ловить этот момент? Если попробовать сильно поднять обороты двигателя, нажатием газа и резко бросить педаль сцепления, то машина рванёт с места. Попробуйте и вы сделать нечто подобное. Поднимите обороты до 1500-2000 оборотов в минуту и быстро отпустите сцепление. Определить кол-во оборотов двигателя поможет тахометр. Если же он отсутствует в машине, определить их придётся по звуку. Педаль газа – очень чувствительный элемент управления. Малейшее нажатие, может сильно поднять обороты. Умение правильно дозировать нажатие на педаль, поможет трогаться без всяких проблем. Попробуйте спросить у водителя с большим стажем, как он трогается, и он расскажет вам выученную, когда то формулу – «плавно отпускаем сцепление, и так же плавно увеличиваем обороты двигателя». Но он ведь совсем не так трогается. Просто он не замечает, своих движений, доведённых до автоматизма. На самом деле, он поднимает обороты примерно до 2000 об/мин, не пользуясь тахометром и тут же плавно отпускает сцепление. Ни секунды паузы между этими действиями, подтверждает, что никакого момента сцепления профессионал не ищет. Оптимальный старт, достигается автоматически. Когда вы научитесь трогаться на ровной поверхности, необходимо освоить трогание на подъёме. Используйте для этого ручник. Плавно отпускаете сцепление, бросаете ручной тормоз и прибавляете газу. Всё просто, нужна лишь практика.

Загляните в себя

С точки зрения психологии, большинство водителей постоянно испытывают стресс за рулём. Причём они сами создают себе такие ситуации. Хотя считают, что причина в плохих дорогах, в неправильных действиях «чайников», в ужасном городском движении или в придирках ГАИшников. Не замечая при этом своих ошибок. Гораздо проще воспринимать дорожную обстановку как норму. Негативные эмоции по этому поводу, ни к чему хорошему не приведут. Кстати, спокойно воспринимать действия других участников движения, заимствовано как раз из автоспорта. Некоторые гонщики считают, что когда возникает желание победить кого-то, нужно тут же переключиться на себя. Ведь если вы считаете себя хорошим водителем, то должны быть выше тех мелочных обид, которые возникают из-за ошибок других водителей. И не важно, по какой причине они совершаются. Иногда поражает поведение некоторых таксистов. Их так и тянет догнать нарушителя, посигналить ему и жестами показать, что он не прав. Бессмысленные действия таких «асов» создают лишь дополнительные помехи.

Для устранений стрессовых ситуаций, нужно привнести в свои мысли и действия больше позитива. Ещё до совершения манёвра, вы должны представить себе как это будет выглядеть. Отработайте типичные ситуации и отложите их в своей памяти. В будущем, при необходимости, вы уже не будете обдумывать свои действия, а рефлекторно выполните поставленную задачу. Не обращайте внимания на других. Следите за своей машиной. Вам может показаться, что все только и следят за вашими действиями. Знайте, это не так! У всех своих проблем хватает, никому нет дела до вас. Всё время думая об аварии, вы, скорее всего, попадёте в неё. Однако веря в удачное стечение обстоятельств, вы сможете избежать неприятностей. Доказано, что 80% мыслей, ежедневно посещающих человека, являются негативными. Постарайтесь всё изменить. Пусть эти 80% обретут положительную окраску! Например, вы думаете, что ездить задним ходом вы никогда не научитесь. Думаете, вам не дано? С таким настроем, скорее всего так оно и будет. Говоря себе – «я смогу», вы приближаете себя к цели! Если вы боитесь ездить в дождь, боитесь мокрого дорожного покрытия и у вас был горький опыт вылета с дороги, внушите себе, что нет ничего лучше мокрой дороги. Сознание того, что у вас всё получится, войдёт в ваше сознание и в будущем осуществится в жизни! Так устроен человек.

Начинающим водителям не хватает уверенности в себе. Думайте о своих успехах больше, чем о неудачах. Запрограммируйте себя на успех! И он обязательно придёт.

Давление, которое испытывает на себе рядовой водитель, не меньше чем давление на гонщика. Зачастую, пассажиры очень сильно отвлекают водителя от дороги. Такое их поведение объясняется их глупостью. Просьбы сделать что то, что нарушает правила, не смущают их. Не поддавайтесь на провокацию! Помните, вы ответственны как за свою, так и за их жизни. Например, инспектор ГАИ, взмахом жезла, просит вас остановиться. Вы тут же дали по тормозам и сзади в вас врезается другая машина. Вы думаете, что не виноваты? Не будьте так уверены. Виновны здесь оба водителя. Он, т.к. не соблюдал безопасную дистанцию, а вы потому, что таким резким торможением, создали аварийную ситуацию. После приказа сотрудника ДПС, Вы должны были проехать ровно столько, сколько это необходим для безопасной остановки. На какой бы скорости вы не ехали, вы должны полностью контролировать ситуацию.

13.04.2009
Автор текста: Пасечник Ольга