Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Зимнее вождение

Зима, а именно ее погодные проявления, отнюдь не радуют водителей. И, в первую очередь, это скользкая дорога, с которой умеет справиться далеко не каждый. Некоторые вообще зимой автомобиль не эксплуатируют, о чем не забывают гордо упомянуть, когда его продают. Однако именно в холодное время года автомобиль выручает как никогда. И те, кто это ценят при первых заморозках начинают лихорадочно менять шины, заливать в бачек омывателя незамерзающую жидкость, устанавливать предпусковые подогреватели. У некоторых «ассов» даже есть собственные рецепты установки разных колес на переднюю и заднюю ось и наработки относительно стиля вождения в зависимости от привода.

Но специалисты считают, что зима, а именно скользкая дорога, покрытая изморозью, льдом или подмерзающей снеговой кашей лишь обнажает все огрехи вождения, которые при хорошем сцеплении колес с асфальтом практически не ощущаются. Зимний стиль вождения – это не более чем миф. На самом деле есть грамотный стиль вождения и, мягко говоря, – не совсем.

Немного автомобильной теории

Если взглянуть на автомобиль с позиции физики, то он предстанет достаточно тяжелым объектом, стоящим на четырех точках опоры. Для того чтобы придать ему ускорение или остановить его необходимо затратить немало энергии. Отсюда первое правило: принимайте меры заблаговременно, чтобы маневры проходили плавно, без резких смен распределения силовых векторов. Совершая поворот, нужно стараться как можно меньше задействовать педали. Чем интенсивнее вы будете подключать органы управления автомобилем, тем больше подвергнете его действиям инерционных сил. А эти силы, в свою очередь, могут оказаться сильнее сцепления колес с дорожным полотном, и тогда происходит движение юзом или попросту скольжение. Срыв машины в юз мгновенно лишает водителя возможности ее контролировать обычным образом.авария на скользкой дороге

Существует много различных электронных систем, которые помогают удержать автомобиль в условиях плохого сцепления с дорогой. Однако ключевое слово здесь именно «помогают», а не выполняют всю работу. Мастерство водителя было и остается главным фактором устойчивого поведения автомобиля на трассе. К сожалению, пока еще не придумали таких систем, которые могли бы расчистить дорогу под колесами ото льда, а там где лед, там и плохое сцепление. Важно знать, что на обледеневшей дороге автомобиль никогда не будет вести себя, как на сухом асфальте. И электроника не в состоянии избавить неумелого водителя от грубых ошибок.

Зимой присутствует очень много постоянно изменяющихся факторов, влияющих на поведение автомобиля. Это и температура, и тип обледенения, и угол уклона местности, направление ветра, и прочие. Для безопасного вождения необходимо постоянно концентрироваться на поведении автомобиля. Львиная доля ДТП приходится на первые дни заморозков, когда водители, привыкшие к езде по чистому асфальту, продолжают водить резко и агрессивно, за что потом и расплачиваются. Поэтому если температура за бортом приближается к нулю, необходимо оставить всякое лихачество, которое, впрочем, и летом до добра не доводит.

Что необходимо понимать под концентрацией на поведении машины? А это постоянный анализ информации о том, как автомобиль реагирует или на действия водителя. То есть, водитель должен быть постоянно бдительным, чтобы скользкий участок дороги не застал его врасплох. По логике вещей, человек за рулем будет считать, что если данный участок дороги чист, то ему и его автомобилю ничего не грозит как минимум сегодня. Однако это далеко не так. Даже самая легкая изморозь на отдельном участке, может стать причиной вылета автомобиля с трасы, например, на повороте с одновременным небольшим уклоном. Если по «теплому» асфальту вы пролетали там совершенно спокойно, то уменьшенное сцепление с дорогой даже на 10% уже может быть критично, поскольку в момент спуска вес автомобиля уменьшается. В принципе и обычные повороты опасны не меньше, поскольку зачастую именно те самые 10% зачастую и удерживают автомобиль на сухой трассе.

Шины

Сегодня, пожалуй, уже ни для кого не является тайной то, что зимой необходимо ездить на зимней резине, причем на всех колесах она должна быть одинаковой. Разные шины, будут непременно иметь разные параметры, а автомобиль – конструкция достаточно сбалансированная. И чем этот баланс оптимальнее, а он закладывается еще в конструкторском бюро, тем более прогнозируемой становится машина. Всякое вмешательство в этот баланс, например установка разной резины, может сделать поведение автомобиля неадекватным. И зимой эта разбалансировка непременно будет себя обнаруживать. Поэтому всем знатокам тонкостей вождения и автоинженеринга напоминаем, что любая разбалансировка резко снижает шансы на спасение в случае возникновения нештатной ситуации.

Что в итоге?

гололед на дорогеПодготовить автомобиль к зиме, безусловно, необходимо. Установка зимней резины, проверка работы электронных систем – все это даст возможность двигаться быстрее, но только при условии постоянного внимания со стороны водителя. Грубо говоря, если человек надел лыжи – это не делает его лыжником, т.к. чтобы стать им, необходимо обладать мастерством и навыками. В случае с вождением эти навыки приобретаются еще задолго до наступления холодов, а в экстремальных условиях отшлифовываются.

Не забывайте в условиях плохой видимости включать ближний свет фар, который обнаружит вас на дороге. Настоящей миной часто становится слякоть на дороге, которая также как и гололед или укатанный снег ухудшает пятно контакта колес с покрытием.

Разъезжаясь с крупногабаритным транспортом, следует опасаться сноса авто, а также заноса встречных заднеприводных машин и собственного автомобиля, если он имеет задний привод. Как мера предупреждения столкновения с попутным транспортом необходимо увеличить дистанцию и следить, чтобы автомобиль, идущий сзади не мог «догнать» вас при торможении. Для этого перед запланированной остановкой в полосе движения, нужно несколькими «холостыми» нажатиями на педаль тормоза предупредить автомобиль, следующий позади.

18.11.2010
Автор текста: М. Тамилин