Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Автомобильная гарнитура – не панацея!

Дорожная инспекция штрафует водителей за телефонные разговоры за рулем. Основной аргумент – занятая трубкой рука. Однако опасность попасть в ДТП, отвлекаясь на звонки, сохраняется и при пользовании телефонной гарнитурой «free hand». Исследования в этой области неоднократно проводились в Европе, и выводы их совсем неутешительные для любителей болтать за рулем. Но разговоры разговорам рознь. Легкая непринужденная беседа для водителя со стажем не опасна. Это то же, что разговаривать с пассажиром, сидящим по правую руку. И совсем другое дело – принимать серьезные решения в телефонном режиме, одновременно выполняя маневры на дороге.

В зоне повышенного риска, как оказалось, находятся водители маршрутных такси и автобусов, которые постоянно принимают плату за проезд и выдают сдачу во время движения. Дело в том, что мозг не может решать две задачи одновременно.

Для того чтобы следить за дорогой, задействуется зрительная зона головного мозга, расположенная в затылочной части. А за логическое мышление и счет отвечают лобные доли. Если водитель вычисляет в уме, сколько нужно дать сдачи, к примеру, со ста рублей, то в этот момент его внимание на дорогу практически отключено. Справедливости ради надо отметить, что со временем закрепляются навыки, и мозг автоматически определяет нужную сумму сдачи – ситуации повторяются многократно и водитель запоминает суммы обилечивания, как таблицу умножения. В данном случае отключение внимания минимальное, можно сказать в пределах допустимого. Но стоит поменяться тарифам, и опасность возрастает многократно. К тому же никто из начинающих маршрутчиков не тренируется заранее выдавать сдачу. Именно поэтому данная категория водителей попадает в аварии чаще всего.

Деловые люди, которые решают важные вопросы по телефону в движении, очень сильно рискуют. Гарнитура – это совсем не панацея. Как только нужно «просчитать ситуацию» или еще хуже – посчитать что-либо в уме, автомобиль на время остается практически беспилотным. Если в этот момент возникнет экстренная ситуация, к примеру, на дорогу выбежит ребенок, то отреагировать адекватно не получается даже у профессионалов со стажем. Мы в одно время можем либо управлять автомобилем, либо считать в уме (просчитывать ситуации) – так устроен наш мозг. Если провести аналогию с компьютером, то наш мозг окажется одноядерным.

Но как же в наш информационный и скоростной век обойтись без телефонных звонков, которые случаются, в том числе и когда мы в пути? Ответ на этот вопрос звучит категорично: нужно либо ехать, либо решать важные вопросы по телефону. Ситуация, прямо скажем, невыполнимая и крайне неудобная. Ведь не будешь же при каждом звонке принимать вправо и искать место для остановки.

Компромиссным разрешением вопроса телефонных переговоров может стать вырабатывание привычки определения приоритетов. При движении в плотном автомобильном потоке нужно переносить важные звонки на потом. Вы все равно не сможете принять правильного решения, поскольку сосредоточены на дороге. Далее по ситуации, можно либо подыскать место для остановки, либо перезвонить самому, выехав на безопасный участок, где не предполагается совершать сложных маневров.

Если телефонные переговоры застали вас в дороге, то нужно стараться давать односложные ответы и формулировать короткие вопросы. Если разговор затягивается более минуты, нужно сделать паузу, припарковаться и продолжить в спокойной обстановке.

27.02.2012
Автор текста: М. Тамилин