Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Шины и диски

Зимние шины - мифы и легенды

Для большинства водителей вопрос «переобуваться» или нет уже решен: зимой – только на зимних шинах!

 

Особенно в свете последних заявлений о том, что отягчающим обстоятельством при ДТП будет то, что один из участников использовал летнюю резину… Но встречаются и те, кто еще колеблется: зима у нас вроде не очень суровая, да и дороги в городе чистят. Однако встречается еще одна категория граждан – те, кто понимает необходимость «смены обуви», но наслушались столько сказок о зимней резине, что просто не знают, что делать! Развеем некоторые из этих мифов.

МИФ №1

Шипованная резина – панацея от любых зимних неприятностей. Это не так. Никакие шипованные шины, даже именитого производителя, не гарантируют безопасность на зимней дороге, если водитель не соблюдает скоростной режим и правила дорожного движения. Шипованные шины имеют преимущество в сцепных свойствах по сравнению с нешипованными только на укатанном снегу или гололеде. Если дороги, по которым предстоит ездить зимой, чистят и посыпают солью, а под колесами всю зиму асфальт или «каша», шипованные шины вряд ли проявят свои достоинства.

МИФ №2

В зимний период можно обойтись и всесезонными шинами. Это не так. Универсальных шин, подходящих для всех погодных условий, не существует. Всесезонные шины – это компромисс летних и зимних свойств шин. Рисунок протектора всесезонных шин (по сравнению с зимними) менее разреженный, имеет меньшее количество ламелей и глубину, не такой мягкий состав резины. Такие шины обеспечивают довольно хорошие сцепные свойства на сухом и влажном асфальте, неплохой уровень комфорта и экономичность. Но требовать от них высокой проходимости на рыхлом снегу, хороших сцепных свойств на льду и укатанном снегу не стоит. Эффективность торможения, устойчивость и управляемость всесезонных шин на зимней дороге средние. Зимние же шины специально разработаны для эксплуатации при пониженных температурах, в грязи, на снегу и льду. На снегу сцепление зимних покрышек на 25% превосходит сцепление всесезонных. Сцепные свойства шипованных шин на льду на 40% лучше, чем всесезонных.

МИФ №3

Автомобилям с полным приводом и внедорожникам разного класса зимние шины не нужны. Это не так. Полный привод не обеспечивает сцепления с дорогой на льду и снегу, если автомобиль оборудован летними шинами. Особенно при торможении, когда большой разницы в конструкции привода нет. Поведение полноприводного автомобиля на скользкой зимней дороге менее предсказуемо, чем моноприводного, поэтому для повышения безопасности и обеспечения лучшей управляемости автомобиля с колесной формулой 4х4 ставить зимние шины на него необходимо.

МИФ №4

Чем больше и шире зимняя резина, тем лучше. Это не так. При увеличении размерности летних шин (не дисков!) автомобиль, действительно, во многих случаях получает небольшое преимущество в управляемости и курсовой устойчивости. Что же касается зимних шин, то улучшения характеристик при изменении их размера при движении по асфальту нет вообще, при движении по льду и укатанному снегу они незначительны, а на рыхлом снегу и мокром асфальте широкие шины, наоборот, более подвержены аква¬планированию, чем узкие. На глубоком снегу широкие покрышки «поплывут», а выступы протектора не смогут надежно уцепиться за поверхность дороги, чтобы обеспечить хорошую тягу.

МИФ №5

Шипованные шины хуже фрикционных («липучек»). Вариант мифа: фрикционные шины хуже шипованных. Это не так. Каждые шины хороши по-своему. Зимние шины без шипов легче, долговечнее, имеют меньшее сопротивление качению, чем шипованные, и в большинстве случаев обеспечивают хорошее сцепление с дорогой. Имеют неплохие показатели по шумности, экономичности и управляемости, равномерные сцепные свойства на всех типах зимних дорог. Шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по длине тормозного пути на льду – от 20 до 50%, на снегу – от 5 до 10%. На асфальте же тормозной путь автомобиля с «шиповками» может увеличиться до 5%. При старте и разгоне на льду шипованные шины выигрывают до 30%, на снегу – до 10%. Поэтому при выборе зимних шин важно определиться, по каким дорогам придется ездить зимой большую часть времени, и установить подходящие покрышки.

МИФ №6

Зимние шины стоят дорого. Это отчасти так. Причин такой высокой стоимости зимней резины несколько - увеличение в Беларуси парка автомобилей за последнее время, отсутствие отечественных шин в различных типоразмерах, а также недоверие граждан к продукции отечественного производителя, жесткий таможенный контроль за ввозом нелегальных шин, высокие таможенные платежи, связанные с защитными действиями в отношении отечественного производителя, и падение курса доллара по отношению к евро. Однако зимние шины могут стать одной из самых выгодных покупок, которую вы сделаете для своей машины. Используя зимние шины, вы тем самым продлеваете жизнь летней резины. Зимние шины служат гораздо дольше летних (в среднем 3-4 сезона), т.к. эксплуатируются в холодное время года и при более низких скоростях.

МИФ №7

Зимние шины можно поставить только на ведущую ось. Это не так. Все шины должны быть зимними, независимо от привода, причем желательно одинаковыми. Если установить зимние покрышки только на передние колеса, то автомобиль обретет избыточную поворачиваемость, а риск срыва задней оси в занос возрастет в несколько раз. Если же только задние шины будут зимними, то увеличится тормозной путь автомобиля (ведь при торможении около 70% эффективности обеспечивают именно передние колеса). Также увеличится риск срыва передней оси в скольжение, которое страшнее заноса задней, поскольку справиться с ним гораздо сложнее.

МИФ №8

На высокой скорости зимние шины ведут себя не очень хорошо. Это не так. Современные зимние шины обеспечивают высокий уровень управляемости на всех скоростях. Скоростные характеристики зимних шин в области высоких скоростей в последние пять-десять лет значительно улучшились. Индекс скорости указывается на шине буквами. К примеру, буква Q обозначает, что на данной шине можно ездить на скорости до 160 км/ч, буква H обозначает максимальную скорость 210 км/ч, Т – 190 км/ч, V – 240 км/ч, W – до 270 км/ч. Даже на таких высоких скоростях зимние шины обеспечивают максимальный уровень управляемости автомобиля благодаря специальному составу и рисунку протектора.

Кстати

Зимой важно помнить, что обледенелая дорога:

  • - в 2 раза более скользкая, чем дорога, покрытая снегом;
  • - в 4 раза более скользкая, чем мокрая дорога или дорога, покрытая тающим снегом;
  • - и в 8 раз более скользкая, чем сухая дорога...

Когда «переобуваться»?

Если кто-то этого еще не сделал – достаточно выглянуть в окно. Хотя на дворе еще ноябрь, судя по количеству выпавшего снега, зима пришла к нам окончательно и бесповоротно. Но есть несколько рекомендаций на будущее. Все производители шин рекомендуют «переобуть» машину в зимнюю резину, когда среднесуточная температура опустится до +7 оC. При такой температуре окружающего воздуха летняя резина начинает терять эластичность. С потерей эластичности ухудшаются сцепные свойства протектора с дорогой. Состав резиновой смеси протектора зимних шин таков, что шина остается мягкой и эластичной при минусовых температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

Какие бывают зимние шины?

Рисунок протектора у зимних шин может быть: - направленным – канавки и шашки расходятся «елочкой» симметрично от середины протектора (такой рисунок улучшает отвод воды, снега, грязи и шуги из пятна контакта и несколько снижает уровень шума); - асимметричным – канавки и шашки расположены несимметрично. Такой рисунок протектора позволяет реализовать разные свойства в одной шине. Например, наружная сторона шины обеспечивает лучшее сцепление с сухой дорогой, а внутренняя – с мокрой. Рисунки протекторов, предназначенных для зимы, иногда разделяют на европейский и скандинавский типы. Европейские шины отличаются протектором, снабженным глубокими продольными и поперечными канавками. Поверхность крупных шашек насыщена большим количеством ламелей. Такие шины хорошо приспособлены для движения по мокрым дорогам с небольшим количеством грязи и снега. Скандинавские шины имеют более широкие канавки, разделяющие относительно узкие шашки, изрезанные глубокими ламелями. Как правило, они имеют площадки для установки шипов или снабжены ими. Такая конструкция обеспечивает эффективную очистку пятна контакта от снега и повышенное сцепление.

12.02.2009