Колеса автомобиля, как ботинки, – могут поведать о хозяине много. Плохая пара обуви обесценит даже самый дорогой смокинг, и наоборот, – хорошие туфли всегда выдают состоятельного человека, в чем бы он ни был одет. Руководствуясь этим наблюдением, многие автовладельцы стараются по мере возможности принарядить своих железных коней. Однако резиновая «обувка» смотрится респектабельно только на литых или кованых легкосплавных дисках.
Прежде чем отправиться в автомагазин за новыми колесами, необходимо подкрепиться некоторым багажом знаний. Спонтанная покупка далеко не всегда может прийтись в пору тому или иному автомобилю. Да и продукция продается сегодня разная и по цене и по качеству. Хочешь-не хочешь, а придется озадачиваться выбором.
Легкосплавные колеса бывают литыми и кованными. Отличаются они, прежде всего, способом изготовления. Литые – дешевле, но и менее прочные, чем кованные. Но это совсем не означает, что «литье» рассыплется на первой кочке. Ничего подобного с ним не случиться: серьезные проблемы могут случиться в такой ситуации, когда и кованному диску не сдобровать. Но тогда, возникает вопрос: зачем платить больше за ковку? Ответ на него неоднозначный. С одной стороны кованные колеса действительно превосходят литые по прочности, главное – они не трескаются при деформации, а гнуться. Теоретически и практически при незначительном нарушении геометрии их можно выправить. Таким образом, владелец кованых легкосплавных дисков меньше рискует оказаться в ситуации, когда придется покупать новый диск или весь комплект, за неимением идентичной модели.
Но с другой стороны специалисты предупреждают, что любые диски после восстановления геометрии уже не так прочны, как новые. Во время деформации кристаллическая решетка сплава местами нарушается и наступает так называемая «усталость металла». Эти нарушения могут быть незначительными, но могут и серьезно повлиять на дальнейшее поведение колеса.
Сразу приходит на ум, что рискованно покупать легкосплавные диски, бывшие в употреблении. Очень часто автолюбители стараются избавиться от дисков, побывавших в ДТП или просто ударенных и восстановленных на специальном оборудовании. То же самое можно сказать и о дисках, которые установлены на машинах, выставленных на продажу. Никто не гарантирует, что они «катанные» и может даже не один раз. Страшно представить последствия, причиной которых может стать слетевшая на скорости бескамерная покрышка, разгерметизировавшаяся в результате нарушения геометрии колесного диска.
Кроме всех этих предостережений хочется изложить несколько профессиональных советов, которые могут быть полезными при выборе легкосплавных дисков:
Наиболее дорогая и соответственно более качественная продукция на нашем рынке представлена преимущественно немецкими и итальянскими марками, самые известные из которых AEZ, Fondmetal, Artec, BBS, Alessio, Shaper и Rondell. Кроме них встречается очень много дисков турецкого производства. Последние значительно дешевле, но в данном случае их качество является для покупателей лотереей. С позиции здравого смысла разумнее, конечно, выбирать из фирменных дисков, поскольку колесо – это та часть авто, на которой экономить не следует. Турция и всевозможные реплики «non name» не ударят сильно по карману, но водителям, предпочитающим энергичный стиль вождения, от таких дешевых дисков лучше воздержаться.