Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Грузовые автомобили, дорожно-строительная техника, спецтехника  /  Европейские грузовые автомобили | Европейские грузовики

Воздушные тормоза: как это работает?

Тормоза многотонного грузового транспорта и тем более автобусов должны быть безотказными. Рабочие жидкости считаются в данном случае ненадежными, поэтому там их заменили на воздух. Казалось бы, чем воздух лучше? Ну, во-первых, в пневмосистеме невозможны воздушные пробки, которые собственно и несут опасность отказа гидравлики; во-вторых, нет необходимости возить с собой канистру тормозной жидкости, чтобы в случае чего доливать ее в бачок. Увы, маленькой бутылочкой, которую многие возят в багажнике легковушки здесь не обойтись – масштабы не те.

В воздушной системе запасы воздуха восполняются постоянно прямо из атмосферы. Рабочее давление в системе поддерживает компрессор, приводимый в движение двигателем. Незначительную разгерметизацию системы водитель не замечает, поскольку давление всегда поддерживается на одном уровне. Есть и еще одно немаловажное удобство, касающееся грузового автотранспорта, – нет необходимости прокачивать тормозной привод после подсоединения прицепа.

Однако,где есть преимущества, там вероятно присутствуют и недостатки. У воздушной тормозной системы это, прежде всего, влага, поступающая вместе с засасываемым из атмосферы воздухом. Причем влага грозит не только коррозией металлических деталей системы, но и образованием ледяных пробок при минусовых забортных температурах.

В современных машинах, прежде чем попасть в ресиверы, воздух проходит через влагоотделители. Эти устройства бывают двух типов: термодинамические и адсорбционные. Первые охлаждают воздух в радиаторе, собирая образующийся там конденсат в накопители, освобождаемые по мере их заполнения. Адсорбционные влагоотделители работают на специальных гранулах, которые поглощают влагу из воздуха и связывают ее. Адсорбирующий патрон требует регулярной замены, т.к. со временем теряет свои свойства. В воздушных системах для надежности используют оба устройства одновременно.Подключение тормоза прицепа

На пути воздуха, подаваемого компрессором, встречается предохранительный клапан, разделяющий поток на четыре контура. Один из этих контуров обходит механизмы передней оси, второй – задней оси, третий подается к стояночному тормозу, а четвертый – к вспомогательной системе. Все эти контуры являются независимыми. Три главных контура питаются от сухого воздуха, закаченного в ресиверы. При этом разгерметизация одного из контуров никаким образом не отражается на работоспособности другого.

При выжимании педали тормоза в действие приводится двухсекционный тормозной кран. Одна секция этого крана открывает воздушную магистраль передней оси, а другая соответственно к задней. Если имеется трехосная компоновка, то обе задних оси обслуживаются одним контуром. На машинах с большим количеством осей, распределение происходит по схеме «четные-нечетные» или «перед-зад».

Проходя тормозной кран, воздух попадает в тормозные камеры, которые приводят в действие тормозные механизмы. Усилие точно определяют электронные регуляторы, учитывающие массу и распределение груза. После того, как водитель отпускает тормоз, воздух стравливается в атмосферу, и колодки отпускаются. В это время компрессор уже наполнил ресиверы новой порцией воздуха.

Пневматическая система тягача может обслуживать и тормозную систему прицепа, которая включает в себя собственные ресиверы, тормозные камеры и регулятор сил. От возможных неполадок в системе прицепа пневмосистему тягача защищает отдельный предохранительный клапан.

Ручник на грузовиках имеет дополнительную энергоаккумулирующую установку. Принцип его работы обратный обычному тормозу, т.е. стояночный тормоз приводится в действие при отсутствии воздушного подпора. Чтобы его включить, из магистрали стравливается все давление, после чего пружина энергоаккумулятора сжимает колодки. Данная особенность позволяет реализовать аварийное торможение в случае отрыва прицепа на ходу.

27.07.2012
Автор текста: М. Тамилин