Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Грузовые автомобили, дорожно-строительная техника, спецтехника  /  Европейские грузовые автомобили | Европейские грузовики

Балансировка колес шариками

Поиском идеального средства балансировки колес инженеры озаботились практически с того момента, как скорость автотранспорта перевалила за 30 км/ч. Корень проблемы заключается в том, что автомобильные покрышки практически невозможно точно отцентровать на этапе производства, и даже если бы это удалось сделать, то из-за их неравномерного износа исходный баланс быстро был бы нарушен.

Балансировочные станки для небольших колес легковых автомобилей имеются в каждой шиномонтажной мастерской, однако для балансировки колес коммерческого автотранспорта качественных станков всегда не хватало. Во времена наибольшего дефицита такого оборудования народные умельцы додумались ликвидировать дисбаланс засыпкой гранул в колесо; некоторые экспериментировали с внешними трубками, которые крепились к ободу и тоже содержали гранулированную засыпку. Они отчаянно верили, что эти гранулы устранят дисбаланс, самостоятельно найдя нужное место их концентрации. Данная технология самобалансировки была далека от совершенства, а потому оставалась неэффективной в действии.

Однако сама идея балансировки гранулами оказалась не такой уж утопической. Основательно поработав над ней, инженеры из канадского штата Онтарио запатентовали в 1997 году усовершенствованную технологию шарикового баланса. Патент получила компания Counteract Balancing Beads Inс., ставшая хозяйкой технологии самобалансировки колес, основанной на применении мелкого стеклянного бисера с электростатическими свойствами и скользким силиконовым покрытием. Диаметр используемого бисера – 0,15-0,9 мм.

В процессе терния о резину на ходу стеклянный бисер прилипает к ней, благодаря эффекту трибостатики. Бисер стремится к правильному уравновешенному распределению по внутренней поверхности шины. При этом он слипается и остается в таком состоянии даже при остановке автомобиля. Таким образом, балансируется не только диск с шиной, но и весь узел, включающий в себя тормозной барабан и ступицу. Классическая же процедура балансировки колеса на стенде не может обеспечить комплексной балансировки.Шарики для балансировки колес

Бисер вводят внутрь шины до забортовки колеса либо методом вдувания через вентиль. Одной заправки хватает на весь период эксплуатации шины. Преимущество бисерной балансировки – бесспорно, поскольку она также является и динамичной. Это означает, что шарики позволяют непрерывно корректировать баланс. К примеру, если с внутренней стороны к ободу прилип кусок грязи, то биение прекращается уже через метров пятьдесят, благодаря все тем же шарикам, которые быстро сменят место дислокации. А когда комок отвалится, шарики снова найдут позицию идеального баланса.

Но, как известно, идеальных во всех отношениях технологий не бывает, и шариковая балансировка здесь не является исключением. Хотя, надо признать, что ее «ложка дегтя» не такая уж горькая. Нетрудно догадаться, что произойдет с бисером, если на ходу лопнет шина, – естественно бисер разлетится по всей дороге, и собрать его уже будет невозможно. Но это, форс-мажер! Однако проблема сбора бисера существует также и при вполне штатной ситуации – разборке колеса. Все гранулы можно собрать только пылесосом, причем ни каким-нибудь грязным, а тем, которым ничего, кроме сбора бисера не выполняют. А поскольку в шиномонтажных мастерских в большинстве случаев такие пылесосы отсутствуют, то придется возить с собой собственный пылесос.

Стоит также отметить, что изобретение канадцев, скорее всего, не облегчит жизнь водителям легковушек, поскольку есть данные, что эффект распределения гранул работает только на колесах определенного размера, а к тому же зависит еще и от скорости вращения колеса. Водителями автопоездов замечено, что эффект балансировки пропадает на скорости, превышающей 110 км/ч. А еще не известно, как ведет себя бисер при низких температурах. В общем «бисерную» технологию пока еще рано называть идеальным средством балансировки, но не исключено, что она таковой будет после испытания временем.

06.08.2012
Автор текста: М. Тамилин