Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

ГБО шестого поколения

С момента появления автомобильных двигателей с непосредственным впрыском стало понятным, что совместить их с газобаллонным оборудованием 4-го поколения невозможно. Форсунки в таких моторах «присутствуют» при взрыве топливовоздушной смеси. Распылители бензиновых форсунок не могут долго оставаться без охлаждающего и смазывающего жидкостного потока. В результате бездействия они перегреваются и закоксовываются, тогда как в двигателях с распределенным впрыском форсунки располагаются во впускном коллекторе и не подвергаются воздействиям высоких температур.

Для решения этой проблемы разработчики ГБО предложили сразу несколько вариантов. Таким образом, на сегодняшний день есть два типа ГБО, предназначенных для моторов с непосредственным впрыском.

Первым такое оборудование создали итальянские разработчики. Оно предполагало размещение газовых форсунок во впускном коллекторе, как это было у ГБО 4-го поколения. А вот штатные бензиновые форсунки «спасались» тем, что продолжали подавать бензин во время перевода двигателя на газ, но только в очень мизерных дозах.

Примерно на год позже появилось голландское оборудование фирмы Vialle, которое работает по принципу подачи пропан-бутана в жидкой фазе, аналогично тому, как это происходит в ГБО пятого поколения. Последнее, как известно, уже не имело традиционного редуктора с испарителем: газ подается к форсункам посредством насоса, установленного в баллоне. Газовые форсунки размещаются во впускном коллекторе, при этом направленность газовой струи выставлена очень точно.

Еще более совершенное ГБО Lpdi 6-го поколения использует для подачи газа в цилиндры штатные бензиновые форсунки. По сути, это то же газобаллонное оборудование LPi, но только в нем отсутствуют газовые форсунки и добавлен модуль согласования FSU (fuel selection unit), распределяющий необходимый вид топлива к форсункам. Газовый насос, расположенный внутри баллона, закачивает газ в жидком состоянии под давлением 7-25 бар. Это дает возможность работать двигателю на каком-либо одном топливе, причем на газе он даже может запускаться. Этот в факт в полной мере позволяет отнести такое ГБО к шестому поколению, поскольку ранее ни одно газовое оборудование, за исключением с возможностью с аварийным запуском на газе (однако это не то же самое), не дает таких возможностей.ГБО шестого поколения

Газовый насос в ГБО 6-го поколения включается уже при открытии водительской двери. Это позволяет заблаговременно поднять давление в системе и устранить тем самым все «паровые» пробки, которые часто появляются в газовых магистралях под воздействием теплового потока, исходящего от двигателя.

Безусловным преимуществом ГБО шестого поколения является то, что оно практически не нуждается в обслуживании, поскольку система подачи жидкого газа не подразумевает наличия внутреннего фильтра, освобождающего газ от конденсата и механических включений. Дело в том, что газ попадает в баллон, проходя через внешний керамический фильтр, а конденсат если и имеется, то сгорает в цилиндрах вместе с топливом. Чаще всего керамический механический фильтр устанавливается в заправочный вентиль. Он обеспечивает высокое качество очистки газа, предохраняя тем самым детали газового насоса от абразивных частиц.

Производители ГБО Lpdi заявляют существенное снижение на 20% выбросов СО2, исключение потерь мощностных характеристик двигателя, соответствие стандартам Евро-5 и Евро-6. И хотя стоимость новой газовой оснастки довольно высока (около 70 тыс. руб.) наших автовладельцев подкупает сохранение мощности двигателя и уменьшение расхода топлива. Более того, производители обещают даже 5% прирост мощности.

На практике, при испытаниях автомобилем с установленным ГБО Lpdi, параметры работы двигателя на бензине и газе действительно оказываются практически одинаковыми, а в определенном диапазоне оборотов коленвала, крутящий момент больше в «газовом» режиме. Правда, есть диапазон оборотов, на которых ГБО незначительно уступает бензину. В общем, трудно сказать, есть ли на самом деле заявленный 5%-ный прирост мощности (возможно и да, особенно если в комплект ГБО включен вариатор опережения зажигания), однако ее потери точно нет.

Потребление газа ГБО шестого поколения – умеренное. Например, например, WV Passat B7 с 160-сильным мотором и 7-ступенчатым автоматом DSG по трассе со скоростью 100-120 км/ч потребляет 7,5-8,5 л газа на сотню. При спокойной езде со скоростью 60-80 км/ч автомобиль расходует 6-7 л/100 км.

Если учесть высокую стоимость ГБО шестого поколения, то становится ясным, что окупиться оно может только при значительном пробеге и большом объеме двигателя. Конкуренцию ему могут составить современные дизельные моторы, однако и у них есть свои недостатки, поэтому отдавать приоритет тому или иному варианту необходимо после учета всего комплекса факторов эксплуатации автомобиля.

20.12.2011
Автор текста: М. Тамилин