Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Прощай биотопливо

Переход на биотопливо привел к росту цен на продукты питания во всем мире. Произошло это по двум причинам. Одна из них – вытеснение масленичными культурами остальных сельхозкультур; вторая – рост цен на растительное масло, приведший к удорожанию всех продуктов, в состав которых оно входит.

Что такое биотопливо? Это самое обычное растительное масло, прошедшее специальную очистку. Используется биотопливо в дизельных двигателях, поскольку является растительным аналогом минерального дизтоплива. Впрочем, идея использовать масло в качестве топлива для дизелей отнюдь не нова. Работу дизеля на масле демонстрировал еще сам Рудольф Дизель, и было это более века назад. Если сегодня залить самое обычное подсолнечное масло из ближайшего супермаркета в дизельную машину не моложе девяностых годов выпуска, то она будет работать и довольно резво ехать, а запах выхлопа напомнит визит в Макдональдс. Другое дело, сколько дизель, предназначенный для работы на минеральной солярке, сможет проехать на постном масле…

Когда солярка стоила копейки, никто о растительном масле не вспоминал. Но так было недолго. Энергетические кризисы один за другим стали заставлять подумать о том, где бы раздобыть дешевого растительного масла. Сметливые догадались использовать отработанное кулинарное масло, собирая его из ресторанов и точек быстрого питания. Калории из такого масла никуда не делись. Достаточно ему было пройти фильтрацию, и бесплатная добавка к топливу готова. Но это если интересуют сверхприбили. А менее амбициозные водители просто стали скупать масло в магазинах ящиками и без зазрения совести лить его в баки машин и тракторов. Экономия была порядка 100%, т.к масло в продмагах стоило вдвое меньше, чем солярка.

Сегодня ситуация иная, поскольку цена масла вдвое выше, чем цена дизтоплива на заправке. Но речь идет о пищевом масле, а не о техническом. Скажем рапсовое масло сегодня стоит не выше 1 доллара за литр. Кстати, рапсовое масло лучше всего подходит в качестве биотоплива. После обработки, которая заключается в создании эфиров масел с этиловым, метиловым или изопропиловым спиртом, масло становится менее вязким и может храниться очень долго. Это характерно для всех растительных масел, но рапс в отличие от прочих масляничных культур может расти повсеместно, а не только в тропиках, как например масляничная пальма, дающая до 6000 л масла с 1 Га. У рапса этот показатель впятеро ниже, но выращивать его можно в Европе или Америке.

На чистом растительном масле дизель долго работать не сможет, а современные двигатели даже не заведутся, поскольку его вязкость в 30 раз выше, чем у солярки. Биотопливо, которое продается на заправке, является смесью специально подготовленного растительного масла с минеральным дизтопливом. Чаще всего содержание чистого масла в биотопливе составляет 20%, что дает экономию в 6,2 цента (2 руб.) на литре. Много это или мало? В государственных масштабах потребления дизтоплива – наверное много, но для частного потребителя – несущественно. Более того, экономя эти самые 2 рубля, мы тратим десятки лишних рублей в продуктовом магазине. Замечу, что эксплуатация дизельного двигателя на биотопливе совершенно безопасно для самого двигателя. Поэтому, если кто-то пожелает сэкономить 100 рублей на заправке бака, он может легко это сделать.

Чтобы получить ощутимую экономию, которая возможна за счет использования биотоплива, где содержание масла приближается к 100%, необходима другая топливная аппаратура.

У смешивания масла с минеральным дизтопливом есть и противники. В первую очередь это инженеры автомобильных двигателей. Они напоминают теоретикам, что по сравнению с хорошо фильтруемой соляркой, способной проникать через поры размером 2-7 микрон, растительное масло, имея в своем составе микроволокна, может очищаться в фильтрах с порами не менее 25-50 микрон. Таким образом, либо солярка будет попадать в топливную систему с грязью, либо фильтр забьется маслом. Интересно, что решением этого вопроса пока что активно никто не занят. Проблема возложена на владельцев автотранспорта, которым предлагается чаще менять фильтры. Объективно же есть одно решение – оснащать машину двумя баками: один для чистого дизеля, другой для чистого масла. Оба компонента будут проходить фильтрацию согласно своим свойствам. При этом запуск двигателя будет происходить на обычной солярке, а масло станет подаваться в уже разогретый двигатель. Необходимо чтобы и перед остановкой двигатель немного поработал на чистом дизтопливе для промывки топливной системы. Удобство и выгода такого решения явно находятся на грани.

В использовании биотоплива больше всего выигрывает экология. Растительное масло относится к возобнавляемым ресурсам. В результате его сгорания высвобождается ровно столько углекислого газа, сколько было связано масляничным растением. Но и в этом вопросе не все так однозначно. Рапс сильно истощает почву и после него несколько лет поле должно отдыхать. Если засеять значительные площади рапсом, то через несколько лет под основные сельскохозяйственные культуры не останется посевных площадей. Истощение земли тоже можно отнести к проблеме экологического характера.

Всемирный банк уже возложил ответственность за продовольственный кризис на США и ЕС, поскольку они являются самыми крупными заказчиками растительного масла и спирта. А в МВФ считают, что переход на биотопливо на 70 % повлиял на причину роста продуктов питания.

Летом 2013 года экологический комитет Европарламента решил ввести квоту в размерах 5,5% от общего энергетического баланса Евросоюза. Идея перевести транспорт на биотопливо уже не рассматривается как перспективная. Теперь экономический вектор сфокусировался на электрическом направлении в транспорте.

27.09.2013
Автор текста: М. Тамилин