Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Не заводится дизель на морозе

О том, что сильный мороз – враг дизельной машины, многие знают не понаслышке. Проблемы с холодным пуском зимой есть и у бензиновых машин, но, тем не менее, наиболее уязвимыми почему-то считаются именно дизели. В то же время специалисты утверждают, что современные дизельные двигатели боле надежны при эксплуатации в экстремально холодных условиях. И не только утверждают, но и обосновывают.

Для успешного запуска двигателя внутреннего сгорания, как бензинового, так и дизеля, должно соблюдаться одно общее условие: в камере сгорания должно произойти воспламенение топлива. Только в бензиновом двигателе воспламенение активирует электрическая искра, а в дизельном – топливо воспламеняется от нагретого сжатием до высокой температуры воздуха. Соответственно, если в камеру сгорания бензинового двигателя поступит топливно-воздушная смесь, которая в нужный момент будет подожжена искрой, то произойдет взрыв с выделением определенного количества энергии.

Однако в бензиновых двигателях с распределенным впрыском топливно-воздушная смесь готовится заранее, а в цилиндры попадает уже однородной (гомогенной). Эта смесь способна воспламениться от электрической искры только в том случае, если бензин и воздух будут присутствовать в определенном соотношении. Диапазон допустимых пропорций при этом довольно узкий. Топливная аппаратура бензиновых моторов настроена таким образом, чтобы обеспечивать оптимальную пропорцию топлива и воздуха в первую очередь при нормальных забортных температурах.

Для воспламенения бензина также важна и его испаряемость. Если испаряемость недостаточна, то бензин начинает конденсироваться уже на холодных стенках впускного коллектора, откуда легко попадает на свечи, заливая их и лишая возможности продуцировать искру. Испаряемость бензина падает с понижением его температуры, а это означает, что рано или поздно наступает критический рубеж, после которого мотор не заведется. Из практики известно, что этот рубеж у зимнего бензина наступает около -33°С.

Для многих дизелей данный рубеж без определенных предпусковых мероприятий вообще запредельный… Но данное утверждение не является объективным, поскольку не имеет под собой теоретического обоснования. Если на практике дизель не запускается уже при -25°С, то проблему нужно искать, скорее, в хозяине, а не в самом принципе дизельного ДВС. Ничто не может помешать дизелю завестись ни при -25°С, ни при 30°, если солярка свободно проходит через фильтр тонкой очистки, а стартер обеспечивает необходимые пусковые обороты. Разумеется, речь идет об исправном дизельном моторе, а не об изношенном, у которого компрессия упала ниже нормы. Хотя бы одно из названных условий в 99% случаях неудачного пуска дизеля на морозе не соблюдается – отсюда и печальная слава дизелей. Если в бак заливать зимнее топливо, не говоря уже об арктическом, а аккумуляторную батарею регулярно обслуживать, то современный дизель будет без проблем заводиться вплоть до -36°С.

Парафинизиция дизтоплива

При более низких температурах наступает критический момент, при котором воздух во впускном коллекторе настолько холодный, что при сжатии в цилиндрах не способен достичь необходимой для воспламенения дизтоплива температуры. Опытные «дизелисты» в таких случаях греют впускной коллектор и заводят свои грузовики. Что же касается «замерзания» солярки, то в буквальном смысле оно теоретически не может наступить при существующих зимних температурах. Речь скорее идет о застывании, содержащихся в ней парафинов, которые закупоривают фильтры и топливопроводы. Так, максимально низкой температурой фильтрации дизтоплива считается -60°С (арктическая соляра).

У обычного зимнего дизтоплива эта температура значительно выше – -35°С, но ее можно понизить специальными зимними присадками – антигелями еще на 5-6°С. Однако сегодня в начале зимы чаще всего вместо настоящей зимней солярки продают т.н. переходное топливо, критическая температура парафинизации которого не ниже -20°С. Вот с таким топливом чаще всего и сталкиваются холодным зимним утром, когда не могут завести дизельную машину. Несколько неудачных сэтов стартера, и АКБ уже не обеспечивает требуемой скорости вращения. Не поможет и «дернуть» на буксире – только теплый гараж.

Основная зимняя рекомендация владельцам дизельных машин: перед заправкой убедитесь, что предельная температура фильтруемости топлива соответствует погоде. Эта температура указывается в паспорте качества топлива, который обязаны предоставлять на каждой заправке. Арктическое дизтопливо на заправках искать не стоит, т.к. оно, как спортивный бензин, продается в специализированных магазинах, будучи разлитое в бочки. Так обстоят дела, по крайней мере, до полярного круга.

Что же касается зимнего бензина, то замена прежних ГОСТов техрегламентом упразднила четкие сроки перехода заправок на его продажу. Кроме того, если раньше испаряемость по ГОСТу 51105-97 должна была находиться в пределах 65-95 кПа (давление насыщенных паров для зимнего бензина с 4 классом испаряемости), то теперь данная характеристика зимнего бензина допускается в пределах 50-100 кПа. Это означает, что зимой можно легко заправиться бензином с испаряемостью 50 кПа, который раньше считался летним. Соответственно, для владельцев бензиновых машин зимой имеет смысл выбирать бензин с более высокой испаряемостью, особенно, если температуры падают ниже -20…-25°С.

16.12.2013
Автор текста: М. Тамилин