Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Рейсинг

Закись азота, или Глоток свободы!

История появления нитрос-систем, нюансы использования, рекомендации


Все это напоминает киношные, даже мультипликационные дела: гонщик нажимает на кнопку с надписью «форсаж» и его автомобиль ускоряется, как ракета. Абсолютно неправдоподобно.
На самом деле все вроде просто: впрыск нитроса (он же закись азота, он же «веселящий газ», он же N2O) выполняет туже функцию, что и турбина, позволяя сжигать больше горючей смеси в единицу времени и тем самым повышая мощность мотора. Все так, но есть нюансы.


Термос и Вазнаян.

Впервые закись азота начали применять во времена второй мировой – на самолетах и танках как добавку к топливу. Однако вскоре наступила эра реактивной авиации и дизельной бронетехники, и интерес к повышению мощности бензиновых двигателей внутреннего сгорания пропал. Победное шествие нитроса началось гораздо позже, в семидесятые. Сначала появились небольшие фирмы, которые пытались продавать системы впрыска закиси азота. Самым ценным этих устройств было то, что они почти не взрывались: кроме шуток, тогда острее всего стоял вопрос о безопасности применения нитроса на автомобилях. Настоящий прорыв случился в 1978-м, когда механики


Майкл Термос и Дейл Вазнаян наконец смогли предложить усовершенствованный вариант системы. Правда, первые несколько лет после создания своей фирмы NOS (Nitro Oxide Sistem) им пришлось потратить на преодоления скепсиса властей и потребителей. Начало же использования закиси азота в дрэг - рэйсинге – гонках на ускорение – наилучшим образом проиллюстрировало эффективность этого вещества для взбадривания моторов.



Круче воздуха.

Резонно было бы спросить: а причем тут вообще закись азота? Почему бы не впрыскивать в двигатель чистый кислород? Дело в том, что последний в составе горючей смеси слишком сильно ускоряет сгорание топлива, создавая детонацию. Что касается закачивания дополнительного воздуха с помощью турбин, то это здорово, но имейте в виду, что в атмосфере кислорода – 21%, а в нитросе – целых 36%. Конечно, он содержиться в закиси азота в связанном состоянии, и для его высвобождения требуется высокая температура, но ее-то в камере сгорания предостаточно.


Хранится нитрос в сжиженном состоянии под давлением порядка 65-70бар, а попадая во впускной коллектор, возвращается в свое газообразное состояние, охлаждаясь при этом до -51 градуса. Попутно он сужает и горючую смесь, идущую в цилиндр, и уже за счет этого добавляет «лошадок» - к примеру на оснащенным нитрос-системой 200-сильном моторе только благодаря «заморозке» их набегает целый десяток.


Сам же оксид азота позволяет увеличить плотность горючей смеси как минимум на 65% и в зависимости от применяемой системы и возможностей мотора кратковременно повышать мощность мотора на 25-50 «лошадей». Вопрос подбора систем деликатен и требует консультаций со знатоками. Важно, как часто вы собираетесь использовать форсаж, что у вас за мотор и насколько бережно вы к нему относитесь. При разумном подходе нитрос-системы хороши именно тем, что используются кратковременно, сохраняя ресурс двигателя.


Если речь идет не о спортивной машине, а о ежедневно используемом транспортном средстве, рекомендации по увеличению мощности могут быть следующими: для двигателя рабочим объемом около двух литров – порядка 50 дополнительных сил, с рабочим объемом около трех литров до100 л.с. и для четырех – пятилитровых моторов – 150-200 лишних «лошадок». Жаль только, что специалисты советуют удерживать кнопку форсажа нажатой не более 15 секунд, так что все эти «табуны», вызванные к жизни «веселящим газом», - явление временное.



Без грелки никуда.

Далеко на нитросе не уедешь: например, укомплектованный 4,5 литровым баллоном 125 сильный комплект позволит вам резко ускориться в 5-10 раз. При этом с каждым нажатием кнопки давление в баллоне будет падать, и, чтобы поднять этот показатель до рабочей нормы, придется нагревать емкость с помощью специальной грелки. Свечи потребуются напротив, более «холодные», и следить за ними придется крайне внимательно. При появлении на электроде черных или серебристых пятнышек, свидетельствующих о возможной детонации, систему необходимо подвергнуть тщательной регулировке. Впрочем при правильно выставленном зажигании никакой угрозы детонации и последующего взрыва нет, если конечно вам не нальют на заправке какой-нибудь дряни. Но ведь это исключено, правда?


После установки нитрос-системы скорее всего вам потребуется топливный насос повышенной эффективности – он должен иметь пропускную способность 3,79 л/ч на каждые 10 л.с. Соответственно становится желательным и наличие датчика давления топлива. Кроме того, в любом случае специалисты рекомендуют замену стандартных поршней на кованные, более прочные.


Нитрос-системы бывают двух видов: «сухие» и «мокрые».



Можно «подсесть»!

Первые впрыскивают только закись азота, так что требуется дополнительная настройка топливной системы. Вторые же делают мотору инъекцию из смеси «веселящего газа» и бензина, самостоятельно заботясь об их пропорциональном соотношении. При этом большинство систем закачивает нитрос во впускной коллектор, хотя особенно продвинутые спортивные версии доставляют коктейль из бензина и N2O непосредственно в камеру сгорания – они - то, кстати, и позволяют добыть 500 лошадиных сил.


Считается, что впрыск закиси азота дает максимальное количество «лошадей» на вложенный доллар – за рубежом система начального уровня стоит всего 250$. Однако есть минус – хотя сам «веселящий газ» является слабым наркотическим веществом, бешенные ускорения нередко вызывают сильнейшее привыкание.



Подробности: Закись азота (N2O)

Свойства – бесцветный газ, тяжелее воздуха, растворим в воде. Сам не воспламеняется, но поддерживает горение. Баллоны с жидкой закисью азота способны взрываться при нагреве и от детонации. Не представляет опасности для человека на открытом воздухе, однако постоянное воздействие на организм может быть опасно для здоровья.


Существует в двух вариантах: медицинский и технический.


Медицинский является одним из самых безопасных из используемых медиками средств наркоза. Не вызывает привыкания.


Технический содержит небольшое количество диоксида серы, добавляемое для предотвращения злоупотреблениями. Применяется преимущественно для впрыска в двигатели гоночных автомобилей и мотоциклов для кратковременного увеличения их мощности.


Для автомотоприменения закись азота и топливо впрыскиваются во впускной коллектор двигателя, в результате увеличивается плотность горючей смеси благодаря снижению температуры входящего воздуха, а также содержания кислорода в смеси и ее скорость сгорания.


Система впрыска «веселящего газа» активируется отдельным тумблером. Собственно впрыск закиси происходит только при полностью открытой дроссельной заслонке.


Стандартного баллона хватает приблизительно на 200с непрерывной работы.


Действие системы сравнимо с турбонаддувом: сначала – небольшая задержка (около секунды), затем резкий подхват.


12.02.2009
Автор текста: Евгений Михайлов