Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Рейсинг

Пилоты Формула-1 должны платить

Ситуация с «боевыми кадрами» в гонках Формула-1 прямо противоположна той, которая сложилась в футболе. Чтобы принять участие в состязании за большие призы, даже самым талантливым пилотам необходимо купить место в Ф-1. Особенно напряженными вдались последние месяцы. Один за другим несколько гонщиков вынуждены были покинуть чемпионат. Своих мест лишились те, кто не смог (или не захотел) найти богатых спонсоров. Таким образом, пилотский состав обновился, примерно на треть.

Хейкки Ковайл не продлил контракт с Caterham, Камуи Кобаяси стал не нужен Sauber, Marussia отказалась от услуг Тимо Глока. К слову, история ухода Тимо Глока заслуживает отдельного упоминания. От увольнения его не спас даже многолетний контракт с командой. Гонорары этого гонщика составляют порядка 3 млн. евро в год. Однако свое место он вынужден был уступить Луису Разии, поддерживаемому бразильскими спонсорами. Кабаяси «подсидел» мексиканец Эстебан Гутьеррес, спонсируемый своим соотечественником миллиардером Карлосом Слимом. Ковалайнена сменили Гидо ван ден Гарде, тесть которого является владельцем текстильных мануфактур McGregor. Неудивительно, что логотипы его компании тотчас появились на машинах Caterham.

Все три новых пилота в наступающем сезоне выступят в Формула-1 впервые. Однако в младших сериях результатами они, откровенно говоря, не блистали.

В частных командах платные места объясняют экономическим кризисом. Там не видят иного выхода в сложившейся ситуации, кроме как приглашать «pay driver». Многие команды откровенно жалеют о расставании с чемпионами. В частности, Marussia не скрывает о большой потере в лице лидера команды Тимо Глока, который был фаворитом три года подряд. Уходя, он сказал, что лучше покинет Формулу-1, чем через год вся команда лишится работы. Свои финансовые проблемы Marussia решила за счет подписания контракта с Луисом Разией, и Максом Чилтоном, папаша которого имеет долю крупной британской корпорации «Aon».

Аналогичная ситуация с платными пилотами наблюдается и в командах-аутсайдерах. Даже Lotus пользуется услугами пилота, которому покровительствует крупная нефтяная корпорация.

И только такие лидирующие команды, как Ferrari, McLaren, Red Bull, Mercedes ANG в состоянии содержать пилотов, не требуя с них платы.

Кризис, приведший к описанной ситуации, разросся на фоне раздутых бюджетов команд и нестабильности в мировой экономике, волны которой серьезно ударили по автоспорту в конце нулевых. До этого все шло гладко – одна за другой появлялись заводские команды, бюджеты увеличивались в разы, а автопроизводители не жалели ни каких средств ради победы. Формула-1 превратилась в самую значимую площадку по продвижению своих марок.

Однако экономический кризис положил конец «денежному» периоду. Автопроизводители больше не смогли спонсировать свои команды и стали покидать Ф-1, продавая свои «конюшни» частным инвесторам. Огромные бюджеты стали ужиматься начиная с 2009 года. В итоге в Формуле-1 остался только ее костяк – Ferrari, McLaren и присоединившаяся позже компания Red Bull. Они получают большую часть отчислений устроителей чемпионата. Лидеры остаются наиболее привлекательными и для спонсоров, т.к. борта их машин мелькают на экране чаще, чем аутсайдеры. Такой формат отношений спонсоров и команд привел к классическому закнутому кругу, когда богатые богатеют, а бедные беднеют. Этому способствует и торможение «большой тройкой» процесса введения ограничений, который инициируется маленькими командами.

Но хуже всего в этой ситуации самим гонщикам. Талантливые молодые пилоты могут без денег рассчитывать в лучшем случае на место запасного. Платные драйверы тоже страдают, но уже от другого: с самого начала на них навешивается коммерческий ярлык и соответствующее отношение болельщиков и спортивных обозревателей. За этим ярлыком, как показывает практика, могут легко скрыться старые победы. Кроме того, в борьбе с большими бюджетами под нож попали тесты. Теперь новым пилотам придется обходиться без них. Но и урезание не приносит должных плодов. Так, например, в прошлом уже обанкротилась одна команда, пусть и самая маленькая – HRT. Никто не гарантирует, что подобной участи удастся избежать той же Marussia или Caterham, а также целому ряду средних команд, у которых уже сейчас наблюдаются финансовые проблемы.

Сама же Формула-1 видит спасение в сотрудничестве с производителями, например, если перейти на новые гибридные двигатели меньшего объема. Такой переход планируется уже в будущем году. Посмотрим, насколько этот шаг окажется привлекательным для производителей, и принесут ли одни свои деньги в Ф-1.

16.04.2013
Автор текста: М. Тамилин