Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Выбираем...  /  Как выбрать автомобильное масло и присадки

Замена масла: с промывкой или без?

Существует два способа поменять масло в двигателе. Первый – наиболее простой – слить или откачать отработанное масло и залить свежее. Другой способ – более дорогой – предполагает промывку двигателя специальной промывкой перед заменой. Но, так ли нужна промывка?

Приверженцы замены масла с промывкой утверждают, что это существенно увеличивает ресурс двигателя. Их аргументы просты – промывка помогает удалить из двигателя все старое масло, содержащее нежелательные включения. Промывки рекомендуется заливать после того, как будет слито отработанное масло. После этого надо дать двигателю поработать 5-10 минут на холостых оборотах. Существуют также и «длинные промывки», которые рассчитаны на пробег до 200 км. Какой из этих видов промывки выбрать – это еще один животрепещущий вопрос для многих автолюбителей.

Те, кто не видит смысла в промывке мотора перед заменой масла, полагают, что все эти «промывочные» технологии не более чем маркетинг. Ведь если дело в незначительном (по их мнению) количестве старого масла, которое остается на стенках картера и каналов системы смазки, то оно не может как-то серьезно повлиять на ресурс деталей, поскольку его концентрация в масле после замены будет ничтожна. Некоторые даже немного дают поработать мотору «на сухую», и тогда из картера выливается еще некоторое количество черной жижи.

Чтобы точно узнать, необходима ли промывка при смене масла, потребуются лабораторные исследования. И такие исследования неоднократно проводились различными независимыми лабораториями. Их результаты поражают. После быстрой замены масла без промывки, пробы из картера имеют такие же щелочные и кислотные показатели, как масло после 2 тыс. км. пробега. Всему виной те самые «незначительные» остатки масла на стенках картера и каналов.

Анализ проб масла после замены с промывкой (20 мин.) показали, что щелочные и кислотные числа масла изменились значительно меньше, чем в случае замены «слил-залил». Правда, при этом слегка уменьшилась вязкость масла, но это никак не повлият на ресурс двигателя и его работу. Металлических частиц в пробах оказалось тоже значительно меньше.

Быстрые промывки, которые заливаются в мотор перед сливом масла, по логике вещей должны оказаться лучше, чем ничего, но хуже, чем постпромывка. На практике так оно и есть. Причем анализ масла после замены показал эффективность метода не менее 70%, если за 100% взяты характеристики масла при замене с полной промывкой.

А что скажут «длинные промывки»? Они так же эффективны, как и промывочные масла, заливаемые после слива отработанного масла. После 200-километрового пробега, при работе двигателя в разных режимах, старое масло разжижается, а сгустки, которые, как тромбы, закупоривают каналы, – растворяются. К слову, при сливе отработанного масла без промывочных добавок, в двигателе остается 15-20% отработки. Вопрос в том, каковы характеристики отработки.

Если автовладелец аккуратно придерживается, рекомендованного производителем расписания замены масла, то промывку можно и не производить. Скорее всего, масло не будет до конца «убито», а значит – если оно смешается со свежим, то ничего страшного при этом не произойдет. Впрочем, не произойдет и в том случае, если старое масло полностью сработано. Но в этом случае ресурс нового масла будет значительно уменьшен. Таким образом, напрашивается вывод: масло можно менять без промывки, но при замене с превышением регламентных сроков ресурс новой заливки сокращается на 15-20%. Это означает, что масло без промывки при замене придется чаще менять. Насколько чаще? На те же 15-20% от регламентного пробега. И хотя производители моторов закладывают в регламент некоторый страховочный запас, при качестве отечественного топлива на него рассчитывать не стоит.

Важно знать, что масло не только смазывает трущиеся детали двигателя, но и удаляет продукты износа при его смене, в числе которых и частицы неполного сгорания топлива. Таким образом, присутствие грязи в масле является нормой. Главное чтобы концентрация загрязнителей не превышала эту самую норму. Иначе масло перестает быть маслом.

Основные показатели, изменяющиеся в процессе выработки масла, – вязкость, щелочное число, кислотное число и диспергирующая способность.

  •  Вязкость. От вязкости зависит обволакивающая способность масла – в данном случае способность разделять рабочие поверхности смазкой. 
  •  Щелочное число. При уменьшении щелочного числа снижается эффективность моющих присадок. 
  •  Кислотное число. С ростом кислотного числа в масле накапливаются продукты окисления. 
  •  Диспергирующая способность по мере наработки масла снижается. От нее зависит свойство масла удерживать загрязнения. 
17.09.2013
Автор текста: М. Тамилин